Почему дилеры не продают авто за наличные и по РРЦ? Покупаем авто по прайсу, без «допов» и не в кредит
Продается только в кредит В 2020 году буквально пару месяцев автосалоны в России не работали из-за режима самоизоляции по регионам. За это они были признаны пострадавшей отраслью и получили определенные льготы от государства. Однако уже во второй половине года мир начал накрывать дефицит полупроводников – из-за той же пандемии производители остановили цикл, а перезапускать производство нужно не один месяц. Пострадала самая простая, примитивная и дешевая электроника – как раз такая, как применяется в автомобилях. Дефицит автокомпонентов продолжается, даже крупные компании вынуждены периодически останавливать конвейер. В автосалоны новые машины доезжают, но купить новое авто в 2021 году оказалось не так просто. Покупателя, который пришел с деньгами и хочет забрать машину из наличия (речь о более-менее востребованных моделях), ждут несколько кругов потребительского ада: если у клиента оплата наличными – ему не продадут автомобиль. Только в кредит, и желательно на срок от 5 лет; реальная цена продажи будет отличаться от рекомендованной розничной цены (РРЦ) производителя, от цены в официальном прайсе, от цены на официальном сайте и даже от того, что ему сообщат по телефону. Как показывает практика, на авто за 2-3 миллиона могут «накинуть» несколько сотен тысяч рублей. И это не «допы» – а просто более высокая цена; пытаться купить авто без «допов» не стоит – как минимум, решетку в радиатор и антикор днища (в сумме за пару сотен тысяч рублей) дилер продать должен. А недавно один из автосалонов Skoda начал продавать автомобили только в комплекте с фирменным велосипедом. Все бы ничего, но велосипед за 35 тысяч рублей в рознице, увеличивает цену на 100 тысяч, и отказаться от него нельзя; если клиент готов оформить автокредит, это будут малоизвестные мелкие банки с завышенными процентными ставками. А полис каско будет обязательно с GAP (гарантия возмещения стоимости без износа при ДТП), причем стоить все это будет в разы больше, чем в офисе страховой компании; если клиент готов заказать авто с производства, кроме нескольких месяцев томительного ожидания ему откажутся зафиксировать цену сразу – и вполне возможно, что выкупать «голый» автомобиль придется по более высокой цене, чем они стоят сейчас с «допами». У всего этого есть простое объяснение. Как говорит Дмитрий Коваленко, исполнительный директор сети таксопарков «TaxIncome», автодилеры вынуждены решать простую задачу – при резко сократившемся уровне продаж новых автомобилей (дефицит будет актуален еще полгода-год) платить зарплаты менеджерам, оплачивать аренду, налоги, коммунальные услуги и еще что-то зарабатывать сверху: На мой взгляд если разбираться детальностями, то в целом дилеры вынуждены вести такую политику — содержание персонала, всей инфраструктуры, обеспечение своевременных арендных и кредитных выплат требует сохранять прежний уровень дохода при существенно меньшем количестве автомобилей. Если раньше у каждого официального дилера на складе всегда были автомобили в наличии, то сейчас все поставлены в очень интересные условия — импортер вынужден распределять мизерное количество автомобилей между всеми своими дилерами, дилер должен, как описал выше выдерживать прежний уровень дохода, чтобы не сокращать персонал. Парадокс ситуации в том, что никто не знает когда ситуация наладится, сколько автомобилей будет доступно в следующем месяце, не говоря уже о более длительном периоде. Как решить математическое уравнение в котором просто нет возможности найти/предположить/угадать число Х — срок окончания этой ситуации. Коваленко Дмитрий, автоэксперт Дилеры отказываются от продаж за наличные, потому что получают комиссионные от банков (причем банки небольшие – с ними проще договориться на это). Ровно то же происходит и со страховками – дилер получает процент от страховой премии (судя по разнице с ценами в офисе – процент немаленький), а на «допах» салоны зарабатывали всегда. Чаще всего клиенты жалуются на недобросовестные действия салонов «народных» марок – Lada, Skoda, Hyundai, Kia и других. Менее распространенные марки, как ни странно, купить проще – как новое авто, так и машины из трейд-ин. Есть ли шанс купить по РРЦ? В интернете можно найти десятки историй о том, как клиент пытался купить автомобиль по рекомендованной производителем цене без «допов» и за наличные. Как правило, заканчиваются они не очень хорошо – клиент либо уходит из салона с отказом, либо соглашается с условиями дилера. В очень редких случаях, когда клиент готов буквально на все, автосалон удается «принудить» продать автомобиль по официальной цене. Вообще, как говорит Дмитрий Коваленко, РРЦ – это именно рекомендованная, а не обязательная цена. Дилер покупает автомобиль у производителя чуть дешевле РРЦ, а продавать он формально может его по любой цене. Здесь интересна позиция компании Skoda – на днях головной офис разослала письмо дилерам, где напоминает, что превышать максимальные цены перепродажи недопустимо. А еще ссылается на законодательство: согласно закону «О защите прав потребителей» запрещено обуславливать приобретение одних товаров и услуг (то есть, автомобиля) обязательным приобретением других товаров и услуг (то есть, дополнительного оборудования); к дилерам, которые нарушают это правило, компания может применять санкции – вплоть до отказа от сотрудничества. Пока сложно сказать, насколько действенными окажутся эти меры. Но недавно Федеральная антимонопольная служба проверяла АвтоВАЗ на предмет нарушений – компания неофициально решила продавать все модели только с обязательными опциями. После проверки ФАС компания заявила, что это просто расширение перечня дополнительного оборудования, и обязательным оно не будет. Тем не менее, купить автомобиль по официальной цене прайса все-таки можно. Если верить постам на форумах и автомобильных сайтах, нужно запастись терпением – заказать авто с производства, а для этого: настойчиво требовать продать автомобиль по официальной цене – без «допов» и не в кредит (если, конечно, покупатель сам не хочет кредит); не верить на слово заявлениям менеджеров – по возможности записывать разговоры и требовать письменные документы; при любой спорной ситуации звонить в представительство производителя в России. При необходимости сотрудники головного офиса могут соединить вызов на троих с менеджером автосалона – это придаст веса позиции покупателя; оформляя предварительный договор, внимательно его читать: некоторые салоны рассматривают обеспечительный платеж как штраф на случай, если клиент откажется выкупать автомобиль. При желании условия договора можно переписать в индивидуальном порядке; в идеале дилер должен прописать в предварительном договоре, что цена если и поднимется к моменту доставки авто, то только если вырастет цена в прайсе; не забывать периодически звонить в салон и уточнять, когда прибудет авто (особо «ушлые» дилеры могут даже продать заказанный автомобиль кому-то еще, пока клиент не приехал за ним). А еще – желательно обойти нескольких дилеров. Как показывает практика, они отличаются друг от друга способностью продавать «воздух» – где-то менеджеры готовы пойти навстречу клиенту, и продать авто даже из того, что есть – за наличные и с минимумом доплат и опций. Взять в кредит и сразу его погасить? Российское законодательство запрещает банкам взимать какие-либо комиссии, штрафы или неустойки за досрочное погашение кредита. То есть, погасить его можно хоть на следующий день – банк должен будет взять проценты за этот самый день и ни копейкой больше. Со страховками, которые «условно-добровольно» идут к кредитам, то же самое – полис добровольного страхования жизни можно расторгнуть в первые 14 дней («период охлаждения»), и вернуть всю неиспользованную страховую премию. Этой схемой пользуются те, кто хочет купить технику с акционной рассрочкой дешевле – тогда часть цены товара считается процентами (и по факту при досрочном погашении превращается в скидку). Однако применить ее к автокредитам оказалось не так просто. Дело в том, что салон получает определенный процент комиссионных за продажу авто в кредит – и потому готов оформить автомобиль по цене прайса (ведь остальную прибыль он получит от банка). Если клиент гасит кредит сразу, банк на этом ничего не зарабатывает, а с учетом премии дилеру – и теряет деньги. Поэтому хитрые дилеры с банками придумали целую схему: вместе с кредитным договором клиент подписывает дополнительное соглашение; по условиям допсоглашения «особые» условия продажи авто (то есть, продажа по прайсу) связаны с погашением кредита; если клиент погасит кредит досрочно и слишком быстро, или откажется от страховки в «период охлаждения», он обязуется возместить определенную сумму автосалону. Как пишет один из покупателей, в дополнительном соглашении был указан срок в 35 дней – то есть, досрочно закрывать кредит клиент вправе чуть больше чем через месяц. Но на словах менеджеры салона сказали, что срок – не менее 3 месяцев (иначе платить около 340 тысяч в кассу автосалона). Клиент в итоге на следующий день погасил почти всю сумму кредита, оставив 105 тысяч рублей основного долга. Эту сумму он погасил за 3 месяца, чтобы проблем точно не возникло (и при этом проценты вышли совсем небольшие). Затем он погасил остаток долга, а в страховой компании ему вернули 227 тысяч рублей остатка (за 3 месяца «израсходовалось» 35 тысяч). В результате, даже с весьма непрозрачными условиями от дилера, согласиться на кредит и досрочно погасить его оказалось намного выгоднее, чем покупать автомобиль по цене «за наличные» – клиент заплатил чуть больше 2 миллионов за новый KIA Sportage вместо 2,5 миллионов. Что касается страховки, то от полиса Каско большинство водителей не отказываются (да и на это есть только 14 дней), а GAP – по сути, его часть. Поэтому расходов на страховку, увы, не избежать – в идеале потребовать возможности оформить полис в офисе страховой компании, а не у дилера. Решение – дилеры в регионах или в Белоруссии Больше всего нареканий на навязывание допоборудования и чрезмерное завышение цен – в Москве и Санкт-Петербурге. Как пишут многие счастливые автовладельцы, дилеры в провинции не так избалованы клиентами, поэтому готовы уступать автомобили за гораздо меньшие деньги. И разница в ценах настолько большая, что окупает авиабилет туда и бензин на дорогу обратно. То есть, выбирая автомобиль и дилера, есть вариант обзвонить салоны в соседних регионах – возможно, в одном из них будет нужная комплектация по адекватной цене. Конечно, цена может измениться с появлением клиента в салоне – но это можно попытаться решить заранее. Например, внести обеспечительный платеж и попросить прислать коммерческое предложение на электронную почту. А не так давно российские автолюбители обнаружили, что в соседней Белоруссии дилеры не завышают цены, а «допы» устанавливают нужные и по нормальной стоимости. Например, на одном автомобильном сайте поделились таким вариантом: Volkswagen Taos у дилера в Минске в базовой комплектации продавали за 83 640 белорусских рублей – это примерно 2,4 миллиона российских; в России это РРЦ, к которой дилер прибавляет сначала 200 тысяч просто так (за «пустую» комплектацию), а потом еще 300 тысяч за минимальный набор допоборудования (часть из которого уже установил минский дилер); расходы – на дорогу в Минск и обратно, а также на утилизационный сбор (до 20 тысяч рублей). Таможенной пошлины в принципе нет, так как Россия и Белоруссия входят в Евразийский экономический союз и образуют единое таможенное пространство. Правда, как только схема стала более-менее популярной (с поправкой на сложности при пересечении границы в период пандемии), она рискует закрыться. Как оказалось, между российскими и белорусскими дилерами возникла негласная договоренность – они теперь продают автомобили лишь гражданам РБ или тем, у кого есть белорусский вид на жительство. Официального запрета по-прежнему нет, но стоит уточнить заранее, будет ли дилер готов продать авто по рекомендованной цене клиенту с российским паспортом. Самый экзотический вариант – купить автомобиль онлайн. Такой функционал предложил только Hyundai, но возникла проблема – автомобилей нет в наличии. Стоит зарегистрироваться на сайте и включить уведомления. Как только авто появится, тут же оформить бронь и внести обеспечительный платеж, а через 2-3 дня – все остальное. Авто нужно будет забрать из назначенного места, или же его доставят по адресу.