Как заставить людей соблюдать законы

Даже хорошие законы — еще не гарантия их исполнения. Судебный департамент при Верховном суде РФ опубликовал сводные статистические сведения о работе судов общей юрисдикции и мировых судей за 2020 год. В отчет вошли данные по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Если взять статистику за три года, с 2018-го по 2020-й, то в 2020 году количество дел, поступивших на рассмотрение судов, увеличилось примерно на 600 тысяч. И это при том, что год был пандемийным, немалую его часть мы провели дома и нарушать закон, по идее, должны были меньше. Как снизить число правонарушений? К дискуссии экспертов подключился бизнесмен Дмитрий Давыдов, опубликовавший 20 предложений по развитию России. Он убежден, что его идеи помогут нашей стране стать одной их самых благополучных в мире и значительно улучшат жизнь ее граждан. Предприниматель надеется, что его предложения будут поддержаны государством на законодательном уровне. Среди его идей есть и те, что касаются начисления штрафов.

Как заставить людей соблюдать законы
© Вечерняя Москва

— Как известно, любая валюта со временем обесценивается. По этой причине штрафы, как мотивация не нарушать закон, постепенно утрачивают свою силу, поскольку их значимость для населения уменьшается, — пишет Дмитрий Давыдов на сайте 20idei.ru. — Например, штраф за превышение скорости на 20–40 километров в час в 2002 году составлял 500 рублей. А величина прожиточного минимума в первом квартале того же года — 1719 рублей. В 2021 году прожиточный минимум составляет 11 653 рубля (то есть больше почти в 7 раз), но при этом штраф за это правонарушение остается таким же.

Методика исчисления штрафов в рублях, как считает предприниматель, не защищает государственный бюджет от ежегодного обесценивания поступлений по данной статье.

— Более того, даже если сейчас в очередной раз применить поднятие штрафов в рублях, то со временем их актуальность утратится и придется вновь тратить время и усилия, пересматривая этот вопрос на законодательном уровне, — пишет бизнесмен на сайте 20idei.ru.

Он приводит пример Казахстана, где с 90-х годов прошлого века введен так называемый месячный расчетный показатель, на основании которого исчисляются штрафы, налоги и другие платежи в бюджет. Этот показатель ежегодно устанавливается государством и привязан к актуальной стоимости национальной валюты.

— Пример Казахстана в этом вопросе является показательным для России исключительно по одной причине: темпы инфляции и девальвации валют в обеих странах близки друг к другу, — пишет Дмитрий Давыдов. — Например, в 2014 году в Казахстане был введен штраф за незаконное использование мобильного телефона за рулем в размере 5 МРП, что на тот момент составляло 9260 тенге (около 1800 рублей). В 2021 году этот штраф составляет уже 14 585 тенге (около 2500 рублей). То есть увеличился исключительно благодаря использованию МРП на 57,5 процента за 7 лет. При этом величина прожиточного минимума в Казахстане за этот же период увеличилась на 71,8 процента: с 19 966 тенге в 2014 году до 34 302 тенге в 2021 году (для сравнения: в России за этот же период прожиточный минимум вырос на 51,6 процента). Уровень жизни в Казахстане не превышает уровня в России: в 2021 году минимальная заработная плата в Казахстане на 40 процентов меньше, чем в России: 42 500 тенге — это примерно 7350 рублей. Но, несмотря на это, последовательный рост штрафов в связи с девальвацией и инфляцией является там нормой жизни. Это выглядит вполне разумно и логично для казахстанцев, поскольку социальные выплаты со стороны государства и минимальная заработная плата также растут. Это защищает госбюджет от недополучения со стороны правонарушителей.

Исторически накопленные статистические данные говорят о том, что ежегодно государство из-за девальвации и инфляции увеличивает свои расходы на социальные пособия и зарплаты бюджетникам и госслужащим. Но при росте доходов нарушители порядка не испытывают абсолютно никакой дополнительной финансовой нагрузки.

— Поэтому я предлагаю разработать специальный показатель, учитывающий инфляцию и девальвацию, и исчислять все штрафы не в рублях, как сейчас установлено КоАП, а в этом показателе. Как альтернативный вариант предлагаю привязать размер штрафа к прожиточному минимуму, — пишет предприниматель. — Так размер штрафов в России будет всегда соответствовать текущей экономической ситуации в стране, а значит, их актуальность не сможет быть утрачена. При необходимости государство всегда сможет увеличить или уменьшить размер штрафов на основании анализа эффективности их воздействия, но устанавливать их не в рублях, а в показателях. При таком подходе у государства сохранятся все существующие механизмы дифференциации административной ответственности в зависимости от общественной вредности каждого конкретного правонарушения. Перевод всех существующих размеров штрафов в другую единицу измерения является не изменением меры ответственности, а лишь математической операцией. Возможное дальнейшее повышение рублевого эквивалента показателя в связи с инфляцией и девальвацией также по факту не увеличивает и не снижает меру ответственности за правонарушение, но, наоборот, приводит ее в соответствие с реальностью.

Таким образом, государственный бюджет не лишится полагающихся ему поступлений от нарушителей правопорядка, а всегда актуальный размер штрафов станет одним из сдерживающих факторов совершения правонарушений.

Доктор юридических наук, профессор Государственной академии специалистов инвестиционной сферы Андрей Широков рассуждает:

— У системы штрафов есть две задачи. Первая и главная — профилактировать правонарушения. Вторая — пополнять доходы государства. Сегодня, к сожалению, обе задачи решаются плохо. Начнем с того, что штрафы никак экономически не обоснованы. Вот почему, например, превышение скорости стоит именно от 500 до 5000 рублей? Непонятно. И если число правонарушений растет, значит, с самой системой все не очень в порядке.

Кандидат социологических наук, преподаватель МГУ Виталий Караев рассуждает:

— Принято считать, что размер штрафа и число правонарушений не очень-то связаны. Но я считаю, что связь все же есть. Вспомните, когда в 2008 году сразу в пять раз (со 100 до 500 рублей) повысили штраф за непристегнутый ремень, водители вдруг резко начали пристегиваться. И сейчас, я убедился, пристегивается абсолютное большинство. При этом снижается число травмированных и погибших в автоавариях. Вот прямая и непосредственная связь. При этом штрафы, на мой взгляд, должны быть не «ломовыми», а связанными с прожиточным минимумом. Это справедливо. А если наказание буквально разоряет человека, то это как раз не имеет к справедливости отношения. Между тем государство, если оно хочет существовать долго, должно быть основано именно на справедливости! И еще один важный социальный момент: новая система штрафов позволит избежать постоянных стрессов, когда их размер вдруг разом сильно увеличивается.

Дмитрий Давыдов надеется, что его идеи будут услышаны и поддержаны государством на законодательном уровне.