Работа электронной базы ГИБДД может возобновиться 11 января
В электронных базах ГИБДД — новый сбой. Водители не могут проверить и оплатить штрафы. В МВД объяснили проблемы обновлением ПО — обещают подключить во вторник, 11 января.
Еще в декабре онлайн-ресурсы ГИБДД отключались на двое суток — из-за коммунальной аварии. Не могут проверить штрафы и сами инспекторы — а ведь с 10 января появилась уголовная ответственность за повторные злостные нарушения ПДД.
«Ошибка запроса к серверу» — такое сообщение ждало водителей, если те решили проверить или оплатить штрафы на любом из ресурсов. Все подобные порталы — будь то сам ГИБДД.рф, «Госуслуги», «Мос.ру» и прочие — посылают запросы в единую электронную базу — а та в понедельник лежала мертвым грузом. Как пояснили в МВД, в ближайшие сутки будет обновляться программное обеспечение. Почему не предупредили заранее и почему обновлением нельзя было заняться в новогодние праздники — непонятно. Последний масштабный сбой был всего три недели назад — нельзя было не только проверить штрафы, но и получить права, сдать экзамены, поставить машину на учет. Отделения перестали принимать посетителей. Сбой продлился двое суток, как раз в выходные, когда был пик желающих. МВД объяснила проблемы коммунальной аварией — затопило серверы. Владелец автошколы Роман рассказал, что система висит постоянно — иногда московская, иногда федеральная — за последние два года было пять-шесть подобных случаев. В версиях затоплений и обновлений ПО Роман сомневается:
«У нас основное — это экзамены. Наверное, тем людям, у которых замена прав и которые записывались заранее, им, конечно, это критично. Я не могу это подтвердить, но я практически на 100% уверен, что проблема точно не в таких каких-то банальных вещах. Даже подтопление сервера звучит как-то совсем уже смешно. Потому что это не какая-то маленькая база местного значения. Это глобальная система всего ГИБДД, в том числе российская. Поэтому я думаю, что там более глобального характера проблемы происходят внутри. А сейчас они просто, видимо, пытаются как-то все перекрыть. Чтобы не казалось, что все плохо».
О том, что онлайн-база ГИБДД регулярно сбоит, Business FM рассказывали и бывшие сотрудники ведомства. По их словам, раньше в каждом регионе была своя система, но МВД решило создать единую информационную базу. В итоге каждый день 20-30 минут каких-то неполадок стали нормой. Как раз с 10 января в России вступил в силу так называемый закон против лихачей. За повторные злостные нарушения ПДД — к примеру, выезд на встречку или сильное превышение скорости — теперь есть уголовная ответственность: до двух лет. Инициаторы поправок и не скрывали, что закон направлен в первую очередь против блогеров-лихачей, но касается он в итоге всех водителей. А когда случаются такие регулярные сбои в базе ГИБДД, инспектор просто не может проверить — повторное было нарушение или нет, поясняет эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора», автоюрист Сергей Радько:
Сергей Радько эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора», автоюрист «Сбой далеко не первый в истории электронных услуг, которые делал ГИБДД. Приходили штрафы с большой задержкой, то есть нарушение, допустим, 1 мая — штраф приходит 20 июня. Мы видим, что система ГИБДД трещит по всем швам. Где-то глобально что-то не так. Мы знаем, что у нас с сегодняшнего числа вступила в силу новая статья, которая предусматривает усиление наказания для тех, кто повторно совершает выезд на встречку или превышение. И поэтому здесь-то как раз очень важно, чтобы инспектор, остановив нарушителя, например, за выезд на встречную полосу, мог точно понять: есть ли в его действиях административное правонарушение или его нужно сразу везти в отдел для возбуждения уголовного дела. Получается, что нарушитель уходит от заслуженного наказания только потому, что в базе сбой. И это гораздо страшнее».
Централизация баз ГИБДД привела еще и к тому, что в даркнете стали регулярно появляться слитые данные — не только имена, паспорта и адреса водителей, но и ИНН юрлиц, на которых записаны авто. А подобные сбои, к слову, портят ГИБДД их же эксперименты. Если к тому, что полис ОСАГО в бумажном виде возить не надо, все уже привыкли, то об эксперименте с QR-кодом вместо пластикового СТС пока мало кто слышал. Учитывая нестабильность системы, бумажные документы лучше пока держать при себе.