Войти в почту

Спасатели без погон

Спасатель – не обязательно профессия. В Курске есть люди, которые в любое время дня и ночи придут на помощь застрявшим в снегу или грязи автомобилистам, вытащат машину, причём сделают это совершенно бесплатно. Просто потому, что они неравнодушны к чужим проблемам. Это взрослые и состоявшиеся мужчины самых разных профессий. Юристы, айтишники, стоматологи, есть даже директор управляющей компании. Всех их объединяет любовь к внедорожникам и группа КурскДжипСпас (КДС) в социальной сети. О том, почему спасение застрявших – особое удовольствие для джиперов, нашему корреспонденту рассказали один из основателей КДС Алексей Кутер и координатор группы Валерий Тимашев. Джип и УАЗ спешат на помощь – Почему вы приезжаете на вызовы бесплатно? Алексей: – Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассказать всю предысторию. В феврале 2019 года несколько курян – владельцев внедорожников вступили в московскую группу ДжипАллерт, занимавшуюся эвакуацией попавших в бездорожье автолюбителей. Заявки могли поступать раз в месяц, поскольку принимались через Москву, а застрявших людей было намного больше. И тогда мы, познакомившись друг с другом, решили создать свою группу в Курске. Подумали: джиперов у нас много и застрявших много, почему бы не объединиться. Начали постепенно добавляться новые люди. Потом название КурскДжипСпас (КДС) придумали. Потихонечку начали принимать заявки – знакомым рассказывали, открыли страницу в «ВК», и сразу обозначили, что помощь будет бесплатной, мы не должны брать за это деньги. Валерий: – Я объясню: джиперы – в чём их болезнь? В том, чтобы выехать и где-то побуксовать – в снегу, в грязи. Проверить себя и возможности своей машины. Вот это болезнь джиперов – в нашем случае совмещённая с тем, чтобы вытащить человека и помочь ему. Бесплатно. Мы же всё равно поедем куда-то буксовать – а почему бы не сделать это с пользой и ещё получить в подарок эмоции спасённого человека, это же приятно вдвойне… – Это вы здорово совместили приятное с полезным, но я предполагаю, что сейчас у вас столько заявок… Валерий: – Очень много. Я специально посчитал перед встречей – два дня подряд выкладывал в сеть по 27 отработанных заявок. Но их было намного больше – некоторые, в частности, ночные, не выкладываем по просьбе самих застрявших. А все их подсчитать уже просто невозможно – понадобится, наверное, несколько дней… – Но первую-то помните? Алексей: – В 2019-м зимой люди стали застревать во дворах, поскольку их почти не чистили. Обычно это случалось с утра, когда все выезжали на работу. Это были первые заявки. Мы тогда даже дежурили – катались по дворам специально, чтобы помогать тем, кто завяз в снегу. Сначала разбивались по районам города, затем стали выезжать на эвакуацию по принципу – кто ближе находится к месту происшествия. Первая заявка в чате датирована 4 февраля 2019 года – застряла «Киа Рио». Тогда всё делалось методом проб и ошибок – это сейчас механизм отлажен. Поступила заявка, спасатель забрал, отзвонился, выехал на место. Мы принимаем заявки из нескольких источников – по телефону 89207194515, в группе «ВК» есть кнопка «Подать заявку». А если нет сети или денег на телефоне, то всегда можно позвонить в 112 – у спасателей есть наш номер, и они в такой ситуации передадут заявку нам напрямую. Мы принимаем заявки из нескольких источников – по телефону 89207194515, в группе «ВК» есть кнопка «Подать заявку». А если нет сети или денег на телефоне, то всегда можно позвонить в 112, у спасателей есть наш номер. – А вы вообще спите по ночам? Валерий: – У меня работа такая – я работаю дома за компьютером, в том числе и по ночам, поэтому спать могу в любое другое время. Я круглые сутки на связи… Алексей: – Сначала я так дежурил первые два года работы КДС. Скажу честно: очень тяжело физически. Звонки поступают и в два ночи, и в пять утра, и в течение дня, а у меня такая специфика работы, что не всегда могу ответить. Мало ли, нахожусь на судебном заседании, поскольку работаю адвокатом. И я понял, что не справляюсь уже – благо, Валера взял на себя эту функцию админа по звонкам и приёму заявок, чему я очень рад. – Как вам удаётся всё совмещать? Валерий: – Это так затягивает! Но у нас не всегда много выездов – иногда случаются тихие дни, и начинаешь скучать. Особенно летом, когда не сезон. Правда, летом автолюбители в песке на пляжах вязнут… Однажды была целая неделя, когда не поступало заявок – тогда, помню, телефоны проверяли, вдруг не работают. Отправляли тестовые заявки в «ВК» – а вдруг там не работает. До смешного доходило – ребята сами выезжали, чтобы застрять, подать заявку и проверить, дойдёт она или нет. Самое горячее время у нас – осень, зима, весна, когда снег или слякоть. Признаюсь, мы всегда радуемся, когда зима снежная – это наш любимый сезон, наше время. Для водителей это проблемы и стресс, а для нас возможность помочь им. – Сколько вас таких в «КурскДжип-Спасе»? Валерий: – Начинали группу трое, сейчас в ней 107 человек – это по всей области. Тех, кто выезжает на заявки, человек 50-60, половина из них находится в Курске. Безвыездных ситуаций не бывает – Кто чаще из водителей вязнет – женщины или мужчины? Валерий: – Здесь нет разницы. Зависит больше от опыта и от погоды. Бывает, девушки дадут фору любому парню. У нас сейчас много рабочих машин попадает в ситуации, когда требуется помощь: «газели», эвакуаторы. В таких случаях, конечно, больше мужчин-водителей получается. – А девушки вам ставят лайки и пишут комментарии… – Да, иногда так пишут, что аж слёзы наворачиваются! Наверное, ещё и для этого мы занимаемся спасением – чтобы услышать такие слова. – Всегда ли удаётся вытащить тех, кто застрял, или бывали ситуации, когда и вам требовалась помощь? – Здесь такая специфика, что у нас в городе и области никто больше этим не занимается – нет таких служб даже в МЧС. Мы вытаскивали и КАМАЗ трёхмостовый. И краны вытаскивали – связкой из джипов в три-четыре машины. Фуры, которые перевернулись, вытаскивали. Мусоровоз вот недавно был – мы ехали в четыре джипа его тащить, лебёдками, а наш парень в это время мимо проезжал на рабочем КАМАЗе и один справился. Алексей: – Для джипера каждая эвакуация, каждая вылазка в грязь – новый опыт, навыки управления. Буквально в прошлые выходные в Обоянском районе «семёрка» никак не могла выехать. Есть такой способ – когда машина застряла и ничего не получается, надо стравить ведущие колеса, чтобы они расплющились – примерно до 0,5 атмосфер. Больше площадь опоры получается и лучше сцепление с поверхностью – за счёт этого и получилось машину сдвинуть с места. Это я к чему – застрявшие в «семёрке» ребята приобрели бесценный опыт, теперь и сами смогут кому-нибудь помочь. – А есть ещё какие-то способы самостоятельно выбраться из подобной ситуации? Валерий: – Подложить под колёса войлочный коврик из машины и потихонечку, перекатываясь, выбраться со сложного участка. Можно покачать машину вперёд-назад – об этом многие знают. Ну и немного спустить ведущие колеса… Но если машина повисла на пузе и колёса земли не касаются, то надо вызывать нас. – Вы сказали, что служба 112 даёт ваш номер телефона автомобилистам. Со стороны спасателей ревности к вам нет? – И ГИБДД, и скорая помощь. У всех диспетчеров 112 есть наш номер – если вдруг кто-то застрял. По «скорым» обращается старший врач, если машина завязла. У многих водителей «скорых» есть наш телефон, многие звонят сами. Из дежурной части ГИБДД, бывает, звонят – машина, например, слетела с трассы. Такой службы нет в области, официально мы нигде не значимся, но помогаем, когда просят. Нам уже предлагали официально уйти под какую-нибудь структуру, но мы решили – раз всегда были самостоятельными, то так и останемся. Мы – не коммерческое предприятие, не извлекаем из этого прибыль, мы просто помогаем людям. Так что нас знают, в принципе, все городские службы и обращаются к нам – мы освобождаем от работы не по профилю тот же МЧС. И я горжусь, что мы разгружаем те службы, которые должны заниматься своим важным делом. – Скажите, почему в последнее время столько машин скорой помощи приходится выручать? В чём проблема? – Это было всегда, просто раньше меньше было информации – посты никто не выкладывал в соцсетях. И проблемы, конечно, есть – в деревнях можно было бы и дорогу прочистить. А можно и «скорую» в зимнюю резину переобуть – очень многие машины до сих пор на летней резине ездят. На улице Коммунистической в Курске буквально каждый день «скорая» буксует, не может подняться в гору. Мы постоянно туда выезжаем. Выстраиваемся в три-четыре-пять машин паровозиком, чтобы хоть кто-то зацепился за сухой асфальт, и вытягиваем. «Скорая» для нас – это святое. Особенно с пациентом. Пока за всё время существования группы не было такой эвакуации, чтобы мы приехали и не смогли помочь. Это уже дело принципа, бьёмся до последнего. Выезжали мы в СНТ «Вишенка», вытащили тех, кто там завяз. А они говорят – зачем вы нас вытащили, мы специально застряли, чтобы нам администрация дорогу расчистила. – Сколько длилась самая долгая эвакуация в вашей практике? – Всю ночь. Порядка семи часов вытаскивали машину из Сейма – молодёжь приехала на пикник, начали гарцевать по берегу на автомобиле, а там обрыв метров пять. Ну и свалились в реку, пять человек в машине, все, к счастью, выбрались, но с автомобилем пришлось повозиться – поднимали его наверх из воды в четыре машины. Алексей: – Был ещё такой случай, застрял «уазик» в районе. Глубоко так застрял. Тот, кто приехал его спасать, тоже сел. Потом приехала военная машина – застряла, и КАМАЗ трёхмостовый в собственной колее увяз. В конечном итоге наши ребята вытащили всех: и военных, и гражданских – всю ночь вытаскивали. Спасать надо уметь – Как вам нынешняя зима? Много народу застревает? Валерий: – В Курске выросла загруженность автотранспортом – в среднем, на каждую семью приходится по две машины. В некоторых дворах автомобили не могут разъехаться – и дело тут не в резине или нечищеных улицах. Или снегоуборщик ночью прошёл, отвалы по обе стороны сделал, и всё, машины выехать не смогут. Но нельзя сказать, что проблемы заключаются только в плохой чистке дорог. Например, та же улица Степана Разина в Курске – там бы и рады почистить, посыпать песком, но как туда машина проедет, под горку? Если только дворника запустить, вручную обработать. В Курске есть улицы, куда зимой лучше не заезжать: это вышеупомянутая Степана Разина, Коммунистическая, Хуторская… Словом, все улицы, идущие под уклон. Вызовы оттуда приходят постоянно – я уже в заявке даже не указываю номер дома, наши дежурные спасатели и так знают, куда ехать. – Вам уже можно карту создавать с болевыми точками города, чтобы автомобилисты лишний раз не ехали туда. – Хорошая мысль. Но кто следит за нашей группой, тот и так знает эти точки. – Есть планы привлекать новых участников? Или людей и машин хватает? – Буквально на прошлой неделе мы ещё вели набор спасателей, но по Курску пока приостановили – по области мы и сейчас набираем, потому что их в районах не хватает. В Курчатове более-менее нормально, там у нас шесть машин, но пока мало заявок. Поэтому хотим обратить внимание всех, что в Курчатове мы тоже работаем. Обращайтесь! У нас есть ребята, которые приедут и с удовольствием вытащат вашу машину. Суджа и Фатеж тоже готовы работать. А вот в Железногорске всего одна машина. Мы выезжаем в любую точку области, просто удобнее это делать, если спасатели находятся в том же районе, откуда поступил вызов. Возвращаясь к Курску, скажу, что набор спасателей временно приостановлен – столько желающих помогать, выручать, даже заявок на всех не хватает. Многие обижаются, но мы не можем принять всех. Если человек к нам пришёл, он должен заниматься делом и ему должно хватать работы. Иначе перегорит. – А что нужно, чтобы стать спасателем? Валерий: – Первое – желание бесплатно помогать людям. Второе – наличие свободного времени, третье – внедорожник или полноприводный автомобиль с набором такелажного оборудования. Минимальный набор для безопасности. Каждая заявка – это ответственность за того, кого вытаскиваешь. Ну и за себя тоже. – Бывает, что машины при эвакуации повреждаются? Алексей: – У нас – нет. Но из других областей платные службы эвакуации – мы же для них конкуренты, да ещё и работаем бесплатно – часто пишут в группе провокационные комментарии. Дескать, машину чуть не порвали и всё в таком роде. У нас таких фактов нет. Хотя был один казус – выезжали мы в СНТ «Вишенка», вытащили тех, кто там завяз. А они говорят – зачем вы нас вытащили, мы специально застряли, чтобы нам администрация дорогу расчистила. – Единственные, кто по правилам должен возместить вам расходы на бензин, это таксисты. Валерий: – Не единственные – мы ещё добавили в эту категорию службы доставки. Мы просим компенсировать топливо, но фиксированной стоимости нет. Когда поступает заявка от таксистов, я всегда спрашиваю, есть ли такая возможность. Ведь часто бывает, что человек только выехал на смену и денег ещё не заработал. Это не принципиально, мы всё равно приедем и поможем – не бросим. Отказываем только нетрезвым водителям. Здесь смысл в чём – чтобы после нашей эвакуации он не сел за руль и не наделал дел на пьяную голову. А так он посидит до утра, протрезвеет. Потом, бывает, такие «клиенты» перезванивают и благодарят, что не вытащили. Я обычно по голосу понимаю, что человек нетрезв, уговариваю его оставить машину и пойти домой, а утром позвонить нам, и мы в течение 10 минут приедем и вытащим его машину. – А есть ли у спасателей мечта? – Мне кажется, у нас всё прекрасно – мы сейчас в том состоянии, когда всё настроено и работает. Единственная мечта – чтобы о нас знали как можно больше людей по всей области. И звонили, если понадобится помощь. Беседовала Татьяна ЛАСТОЧКИНА Фото – социальная сеть «ВКонтакте»

Спасатели без погон
© Курская правда