Войти в почту

Пермская езда: как будет дальше развиваться транспортная реформа

Новый автопарк и некурящие водители Активная подготовка большой реформы общественного транспорта в Перми стартовала еще в 2018 году. В 2019 году начали заключать первые брутто-контракты с перевозчиками и постепенно внедрять новую маршрутную сеть. Ее краеугольными камнями на тот момент стали введение укороченных маршрутов, создание системы транспортно-пересадочных узлов и бесплатные пересадки. Достаточно символичной в ходе реформы получилась ликвидация троллейбусного сообщения в столице Прикамья летом 2019 года. Одним из достижений реформы начальник департамента транспорта Перми Анатолий Путин считает серьезное обновление подвижного состава, а также повышение качества работы перевозчиков. «На сегодня в городе курсирует 613 новых автобусов и 24 новых трамвая. Это больше 70 % от всего парка общественного транспорта», – сообщил Анатолий Путин на одном из круглых столов. С прошлого года на городских маршрутах нет автобусов старше 10 лет. «В новых контрактах прописали достаточно четкие требования к подвижному составу, его безопасности. Так как сегодня перевозчики не зависят от количества денег, собираемых с пассажиров, то достаточно редкими стали случаи гонок между автобусами. Как результат, по сравнению с 2019 годом количество ДТП с участием общественного транспорта снизилось в два раза. Также сегодня действуют жесткие требования, как должен выглядеть водитель, что ему запрещено делать. Например, искоренили проблему курения водителей в транспорте. Еще год назад это наблюдалось повсеместно», – поясняет начальник департамента транспорта Перми. Удар по бюджету Выступая на круглых столах, Анатолий Путин выделил два ключевых, на его взгляд, недостатка в нынешней транспортной модели. Первый из них – это негативная оценка со стороны жителей изменений сети маршрутов там, где сокращалось их дублирование. Вторая проблема – увеличение финансовой нагрузки на городской бюджет из-за снижения пассажиропотока. «Таковы особенности новых брутто-контрактов, которые фиксируют расходную часть. Тогда как исполнение доходной части – это риски администрации, как заказчика транспортной услуги», – пояснил начальник дептранса. По итогам 2021 года убытки городского бюджета, связанные с общественным транспортом, превысили 1,9 млрд рублей. Хотя изначально разрыв между доходами и расходами на транспортную отрасль планировался на уровне 1,14 млрд рублей. Неисполнение плана по доходам, которое и привело к увеличению разрыва, эксперты связывают с несколькими причинами. Среди них – снижение пассажиропотока из-за антиковидных ограничений, рост доли бесплатных пересадок (еще действовали в 2021 году) и безналичной оплаты проезда (как известно, при таком способе пассажир платил 24 рубля), завышенные прогнозные показатели общего объема пассажиропотока. Кстати, первый замглавы Перми Эдуард Хайруллин на круглом столе в ОНФ отметил, что не стоит бюджетные расходы на транспортную отрасль рассматривать исключительно как убытки. «Это та цена, которую город платит за перевозку жителей и качество общественного транспорта», – отметил чиновник. Корректировка маршрутной сети продолжится Анатолий Путин анонсировал, что в этом году продолжится локальная корректировка маршрутов, исходя из пожеланий пассажиров. «Мы достаточно сильно отступили от первоначального проекта маршрутной сети. Продлили больше 19-ти маршрутов, два – восстановили. С одной стороны, расширили охват территории города и задействовали новые участки, куда раньше не ходил общественный транспорт. Постарались увеличить количество автобусов на маршрутах в удаленные районы. С другой стороны, в центре, где перевозчики традиционно планировали свои маршруты по Компросу и улице Пушкина, сократили дублирование. Сегодня основной негатив идет как раз от жителей районов, прилегающих к центру. В частности, жители говорят о проблемах на таких направлениях, как маршруты из микрорайона Крохалева, а также между Индустриальным районом и Компросом», – заявил Анатолий Путин. Эдуард Хайруллин подчеркнул, что в планах – увеличивать количество выделенных полос для автобусов по всему городу. Впервые за несколько лет новую выделенную полосу в этом году оборудуют на улицах Стахановской и Чкалова. «Это один из самых напряженных участков с точки зрения задержек рейсов. Хотим на примере выделенной здесь полосы показать как положительные эффекты для общественного транспорта, так и отрицательные последствия для владельцев личных автомобилей. В целом, по нашим оценкам, если в масштабах города даже на 10 % увеличить среднюю скорость движения общественного транспорта, то это позволит сэкономить 370 млн рублей в год. И эти средства как раз можно направить на развитие сети и открытие новых маршрутов, либо на увеличение количество транспорта на направлениях с высоким трафиком», – подчеркнул начальник городского департамента транспорта. Болезненный рост тарифа Разумеется, на круглых столах не обошли вниманием серьезное повышение разовой стоимости проезда в пермских автобусах и трамваях до 33 рублей, которое вместе с отменой бесплатных пересадок произошло с 10 января этого года. В общественной палате края Анатолий Путин сообщил, что такой рост цены на билет не связан с проводимой транспортной реформой. По его словам, формула расчета тарифа такова: в числителе – стоимость транспортной работы на планируемый год, а в знаменателе – фактический пассажиропоток за прошлый год, который, как уже сказали, существенно снизился. Стоимость транспортной работы включает в себя зарплаты водителей, затраты на топливо и ГСМ, расходы на обслуживание транспорта и т.д. Путин подчеркнул, что расчет этих расходов не зависит от вида контрактов. Как объясняет директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов, рост тарифов в сфере перевозок, как и в других отраслях экономики, неизбежен в условиях инфляции. «Однако увеличение тарифов на проезд – это не только мера балансировки расходов и доходов в конкретном секторе перевозок. Это также позволяет экономить весь бюджет города», – говорит Михаил Якимов. Он отмечает, что в Перми разработали достаточно обширное тарифное меню. Его главным отличием от аналогов в других городах эксперт называет существенную разницу между ценой разовой проезда и стоимостью заранее предоплаченной поездки. «Идея тарифного меню в Перми заключалась в том, чтобы максимально удешевить поездку для тех пассажиров, которые планируют свои передвижения заранее. Например, на год или на три месяца. Для них поездка обойдется дешевле, чем в 2021 году», – добавляет эксперт. На этих же аргументах акцентировали внимание на круглых столах Эдуард Хайруллин и Анатолий Путин. Они подчеркнули, что стоимость разового проезда в Перми находится на уровне цен в других крупных городах России. При этом безлимитный проездной гораздо дешевле, чем в других мегаполисах. По словам Анатолия Путина, пермяки оценили новое тарифное меню. «Если за весь первый месяц 2021 года продали 223 проездных, то только за две недели января этого года – почти 12 тысяч», – сообщил чиновник. И все-таки от многих экспертов и общественников на круглых столах прозвучало предложение вернуть бесплатные пересадки. В частности, об этом заявил председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. По его словам, нужно пойти навстречу пассажирам и вернуть бесплатную пересадку при оплате транспортной картой. «В начале реформы введение бесплатных пересадок подавали как один из плюсов, который нивелирует сокращение протяженности маршрутов. Сейчас их отменили. Мне кажется, при принятии таких решений следует все-таки учитывать мнение пассажиров. А вообще одна из проблем, на мой взгляд, заключается в том, что при запуске транспортной реформы не просчитали ее экономические параметры. Поэтому прежде чем предпринимать следующие шаги, нужно собирать аналитику и проводить математические расчеты их последствий», – отметила вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена Гилязова. Кондукторов могут вернуть? Еще одна новация транспортной реформы в Перми – постепенный отказ от кондукторов. Сегодня их нет уже на 57 % маршрутов. Бескондукторная система оплаты действует во всех трамваях, а также в 24 автобусных маршрутах. Депутат пермской гордумы Дмитрий Федоров полагает, что не стоит отказываться от кондукторов. «Самое негативное последствие их отсутствия – рост числа безбилетников. По данным администрации, их доля не превышает 20 %. Однако некоторые общественники, проводившие свои замеры на ряде маршрутов, утверждают, что не платит за проезд больше половины пассажиров. Мы сами проанализировали два «параллельных» маршрута». На одном есть кондукторы, на другом – нет. Так вот, пассажиропоток на маршруте с бескондукторной системой вырос более чем на 40 %. Это говорит о том, что люди готовы даже ехать дольше по времени, чтобы только не платить», – заявил на одном из круглых столов Дмитрий Федоров. Он предложил администрации Перми вернуть кондукторов на все маршруты либо в ближайшие полгода не убирать их с тех автобусов, где они еще работают. По мнению депутата, это позволит сравнить пассажиропотоки и уже на основании анализа принимать решение. «Мы сейчас смотрим, какая система лучше. Наша позиция, что мы должны поэтапно переходить на бескондукторную систему оплаты. Но если она себя не оправдает, то, возможно, останемся с кондукторами. Мы сейчас находимся в процессе эксперимента и полностью от кондукторов не отказались», – ответил Эдуард Хайруллин. Фото: ФедералПресс / Елена Майорова; инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова

Пермская езда: как будет дальше развиваться транспортная реформа
© РИА "ФедералПресс"