Кризисная ситуация с дальнобойщиками на белорусско-литовской границе не разрешается
Российские дальнобойщики на белорусско-литовской границе все еще стоят. Скажется ли это на конечных потребителях? Критическая ситуация на границе Белоруссии с Латвией и Литвой продолжается уже несколько недель. Польша закрыла один из погранпостов еще в конце года, а в феврале у прибалтийских таможенников друг за другом начались обновления ПО и массовые сбои. В итоге водители неделями стоят в пробке, поставки срываются. Из-за технического сбоя литовские пограничники уже почти месяц оформляют авто вручную. Ранее власти обещали все починить к началу этой недели, но ничего не изменилось.
Зато появилась платная очередь. По данным «Sputnik Беларусь», такой пропуск стоит около 1700 евро. Хотя в последние дни не успевают пропускать даже платников. При этом стоят водители в нечеловеческих условиях, рассказал «Business FM Калининград» один из водителей, который попросил не называть его имя:
«Говорят, что на границе люди стоят по десять суток. Мы уже здесь стоим 12 суток, перед нами еще 217 машин. Никаких условий: ни туалета, только если на заправку бегать, помыться мы здесь не можем, воды нам не привозят. Продукты привозят: приезжает автолавка, у них цены сразу завышенные, с нас берут денег. Где их брать, мы уже сами не знаем. Наше мнение, что Белоруссия, «Белтаможсервис», продает бронь, очередь за деньги. Они с задержкой идут, но все равно идут, а мы стоим».
Ситуация усугубилась на прошлой неделе, когда свое ПО неудачно обновили и латвийские пограничники. С вечера 18 февраля по 21 февраля, по данным Белорусского погранкомитета, они пропускали только порожний транспорт. За это время скопилась пробка — около полутора тысяч автомобилей, сказано на сайте ведомства. В комментариях журналистам водители и перевозчики нередко связывают такое совпадение с политикой. Тяжелая ситуация сложилась в Калининграде. В «большую» Россию грузы возят транзитом через Литву или Польшу, а затем Белоруссию. В Калининградской торгово-промышленной палате заявили о массовых увольнениях водителей, которые работали на этом направлении. На один рейс в месяц семью не прокормить.
Те, кто не уволился, стоят в пробке — в городе не осталось водителей, образовался дефицит фур, говорит директор по логистике группы компаний «Экопэт» Виктор Чумаченко. Его компания возит в Россию и Белоруссию термопластиковую крошку, из которой делаются пленка и бутылки:
Виктор Чумаченко директор по логистике группы компаний «Экопэт» «Если машины какие-то прорываются сюда, как правило, идут со скоропортящимися грузами и с опасными грузами. Тогда мы должны покупать у них эту услугу по перевозке в обратную сторону России и Белоруссии в две цены. На авто Калининград — Москва — 70 тысяч рублей, то сейчас 140. Мы выпускаем в месяц 21 тысячу тонн, это чтобы было понятно, тысячу машин или тысячу контейнеров. 25% груза — порядка 300 машин — уходило у нас по авто, но, к сожалению, мечемся по рынку, ищем авто задорого, и допрасходы, которые возникают, как правило, мы на себя берем. Учитывая ситуацию с ДНР, ЛНР, есть опасения у бизнеса, что Литва может перекрыть нам транзит и по железной дороге. И тогда у нас ничего не остается, как уходить на море».
Если Литва и Латвия — сейчас основной путь грузоперевозок между Россией и ЕС, стоит ли ждать задержек поставок и роста цен на товары из Европы? Комментирует управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» Владимир Тян:
Владимир Тян управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» «Скоропорт само собой, текстиль, бытовая химия, оборудование, бытовое в том числе, какая-то техника и так далее. Да, пострадали клиенты, которые в основном работают в b2b и у которых были обязательства перед своими покупателями, контрагентами, клиентами по поставке оборудования, комплектующих, еще чего-то по контракту. Те, кто не сориентировался и не сдвинул сроки заказа транспорта на более ранний срок с учетом этих задержек. Задержки измеряются неделя-две. Выделить отрасль, в которой три недели задержки с поставкой серьезно влияют на размер запасов, мне трудно сказать. В общем-то, я думаю, что на данный момент уже все примерно скорректировали свою логистику и заказывают транспорт заранее».
По данным Литовской национальной ассоциациии автоперевозчиков «Линава», пропускная способность пунктов на белорусско-литовской границе уменьшилась в четыре раза. Причина задержек — в слишком медленной работе литовских таможенников. Ассоциация предложила сократить их рабочий день, чтобы они меньше уставали и ошибались. Других конкретных предложений пока не поступало.