ЛуАЗ 969 — первая отечественная переднеприводная машина, имеющая родство с трактором
ЛуАЗ 969 считается первой отечественной переднеприводной машиной. Эксперты решили разобраться, что роднит модель ЛуАЗ с тракторами. Появлению ЛуАЗ 969 предшествовало желание минобороны создать некую универсальную машину для десантников.
Речь идёт о ТПК - Транспортере Переднего Края. Согласно ТЗ, требовалось создать вездеход с отличной проходимостью и небольшими размерами. Машина должна была обладать возможностями «амфибии» и ей можно было управлять даже лёжа.Первый прототип назвали НАМИ-049. По сути получилось пластиковое «корыто» с мотоциклетным двигателем, различными блокировками и продвинутой торсионной подвеской. Однако эта версия не понравилась военным. В институте начали создавать новый образец под названием НАМИ-049А.

Этот вариант оснастили мотором МеМЗ-969. При помощи специального рычага осуществлялось подключение заднего моста. ЛуАЗ роднило с трактором соотношение понижающей передачи, которое составляло 7,2. При помощи третьего рычага между кресалами за «ручником» обеспечивалась блокировка заднего моста.
В трансмиссии активация пониженного ряда осуществлялась только во время движения вперёд. Клиренс авто был довольно внушительный – 28 см.
Возникает конечно вопрос, почему ЛуАЗ считается первой советской переднеприводной машиной. Речь идет об особенностях плановой экономики. На Мелитопольском заводе не смогли вовремя наладить изготовление редукторов заднего автомобильного моста. В селе вал отбора мощности начали применять, чтобы подключать навесное оборудование.