Кто придумал безопасное многослойное стекло Триплекс?
Автомобильные катастрофы - не редкость в современном мире. Каждый год они становятся причиной гибели большого количества людей. Еще больше человек получают повреждения различной степени тяжести. Не все знают, что жертв в автомобильных катастрофах могло быть больше, если бы не развитие систем безопасности. В состав последних входит стекло триплекс, которое обеспечивает защиту пассажиров и водителя.
Кто придумал. Изобретением безопасного стекла занимался Эдуард Бенедиктус. Интересно, что это открытие было сделано совершенно случайно. Ученый проводил очередной эксперимент, в ходе которого случайно столкнул с полки колбу. Она упала на пол, а на самом сосуде появилась трещина. Несмотря на значительное повреждение, она не разбилась полностью. Простыми словами, колба сохранила первоначальную форму. Химик задумался о том, как такое чудо могло произойти.
После длительного анализа он понял причину такой особенности. До того, как колба упала на пол, в ней хранился коллодий. Его остатки могли присутствовать в сосуде во время падения. Напомним, что коллодий представляет собой эфирно-спиртовой раствор нитрата целлюлозы. Химик хорошо знал составляющие данного соединения. Он обратил внимание на то, что вещества в сосуде уже не было. О его наличии говорил только осадок, который остался на внутренней поверхности колбы. Это был едва заметный слой нитрата целлюлозы. Заметим, что в то время для стекол транспортных средств задействовали стандартный состав, поэтому при малейшем повреждении материал распадался на сотни осколков, которые могли травмировать водителя и пассажиров.
Создание стекла. Узнав про одну из многочисленных аварий, химик из Франции вспомнил случай с упавшей колбой. Он решил поставить несколько экспериментов, чтобы подтвердить собственные предположения. Для этого использовалось ламинированное стекло. В результате Бенедиктус сумел создать панель, состоящую из 2 стекол и слоя нитрата целлюлозы.
Под воздействием высокой температуры слой нитрата плавился и прочно соединял собой 2 стекла. Результат, который получился в итоге, стоял выше всех ожиданий и предположений. Стекло выдерживало даже удары молотком - появлялись только трещины, но общая форма оставалась прежней. Стекло не получалось разбить, а острые осколки не выпадали. Официально патент был зарегистрирован в 1909 году. Именно Бенедиктус решил назвать собственный проект “Триплекс”.
Идея создания безопасного стекла интересовала не только Бенедиктуса. К примеру, Джон Вуд зарегистрировал свое творение в 1905 году, но его не стали использовать в массовой сборке. Джон применял схожую концепцию, но считал, что в качестве прослойки между стеклами нужно использовать натуральный каучук. Данная идея предполагала использование значительных затрат. Был еще один недостаток - стекло с каучуком не отличалось прозрачностью.
Производители транспортных средств решили сделать выбор в пользу разработки Бенедиктуса. Но сначала триплекс начали использовать военные. Именно так изготавливали стекла для противогазов. Первый автопроизводитель, который задействовал проект французского ученого - Ford. Постепенно триплекс стал использоваться и в других автомобилях.
Итог. Триплекс - прочное стекло, которое было разработано еще в начале 20 века. Первая компания, которая использовала его в автомобилях - американская Ford.