Минтранс разработал законопроект, согласно которому данные о заказах легкового такси, а также о местоположении авто и водителя будут передаваться в ФСБ в онлайн-режиме, пишет РБК. Кроме того, новый закон о такси может ввести минимальные тарифы на перевозки, ограничение количества легковых такси для каждого региона и обязательную установку оборудования, контролирующего усталость водителя. Повлияют ли возможные изменения на стоимость такси и что изменится для таксопарков и агрегаторов?
В так называемом законопроекте о такси планируются масштабные изменения для отрасли. Кроме уже отмеченных нововведений предлагается ввести ответственность агрегаторов в случае причинения вреда жизни пассажира, обязать их открывать представительства в регионах присутствия и заключать договоры с самозанятыми водителями. Законопроект пока еще не внесен в Госдуму, но источник РБК сообщает, что многие ведомства уже его одобрили. В их числе Минюст, Ространснадзор, Минтруд, Минфин и другие. Вот как необходимость закона для отрасли объясняет президент Московского транспортного союза Юрий Свешников:
Юрий Свешников президент Московского транспортного союза «Еще в 2011 году принята статья 69-го закона, и до сих пор отрасль такси работает по этому закону. В 2011 году никаких агрегаторов не было, поэтому они не вошли в законодательство, они появились только в 2013-2014 годах. И до сих пор ни в одном транспортном федеральном законе не прописаны требования к их деятельности, ответственность».
Деталей о том, какую именно информацию таксопарки и агрегаторы будут передавать в ФСБ, в тексте законопроекта нет. Но сотрудники отрасли уже понимают, о чем именно идет речь. Рассказывает директор по развитию группы компаний «Петербургское такси 068» Виктор Соловьев:
Виктор Соловьев директор по развитию группы компаний «Петербургское такси 068» «Разговаривал с компетентными органами по этому вопросу, пока сказали следующее: только номер телефона и маршрут поездки — откуда и куда. Для компетентных органов не является проблемой получение каких-то данных по гражданам из банка, из налоговой и так далее. Насколько я понимаю, это в истории антитеррора: если человек под подозрением совершает поездку на такси, то, наверное, органам стоит знать».
При этом никаких дополнительных расходов таксопарки и самозанятые водители не понесут. Вся информация будет передаваться через специальное приложение при помощи мобильного телефона. К тому же в Москве такие данные передаются уже сейчас. Только не в ФСБ, а в Дептранс, но вряд ли у силовиков могут возникнуть сложности с их получением при необходимости. Некоторые пункты законопроекта, конечно, могут увеличить расходы таксопарков и водителей, но в текущей ситуации это не главное, говорит председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко.
Богдан Коношенко председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок «За последнее время более чем в два раза выросли цены на автомобили, недавно я подписывал бюджет компании по статье «запасные части» — цены выросли в 2,5-3 раза. При этом стоимость поездок пока не увеличилась. В этой ситуации и увеличить стоимость аренды автомобиля для водителя мы не можем, потому что в этом случае останемся без водителей, так как водитель, если у него отберут часть денег, но при этом дохода у него никакого не добавится, работать не сможет. Поэтому нас ждет рост стоимости».
Что касается передачи данных о поездках в ФСБ, в век цифровых технологий совершенно необязательно, что на такси едет именно тот, кто его заказывает. К примеру, отправить домой подгулявшего друга или коллегу из бара — вполне обычная практика. И если законопроект все же примут, прежде чем вызывать кому-то такси, неплохо было бы сначала вспомнить, а так ли уж хорошо вы знаете, кто он и куда едет.