Войти в почту

"Ниве" - 45: от "матери" внедорожников до LADA NIVA Legend

Время жатвы началось 5 апреля 1977 года, когда в цехах Волжского автозавода создали первый ВАЗ-2121. Оно длится по сей день - с конвейеров сходят современные внедорожники LADA NIVA Legend, которые не собираются сдавать позиции. "Крокодил Гена" для тружеников села Инженеры ВАЗа начали проектировать будущую "Ниву" еще в 1971 году. Перед группой ведущего конструктора проекта Петра Прусова поставили задачу – создать автомобиль повышенной проходимости для сельской местности. Стране и аграриям нужен был вездеход, способный покорить бескрайние поля и распутицу. Как рассказала сотрудник музея АВТОВАЗа Наталья Бойкова, этот внедорожник стал первой самостоятельной разработкой тольяттинцев без участия итальянских специалистов, которые ранее наставляли заводчан при производстве "Копейки" и автомобилей вазовской "классики". В 1972 году на Волжском автозаводе собрали первый опытный образец автомобиля под названием Э2121. Его в шутку именовали Крокодилом Геной, очевидно, из-за зеленоватого цвета и формы кузова. - Заводчане собрали два таких автомобиля. Они успешно прошли испытания. А через год получили металлическую крышу и свое легендарное название, - отметила Наталья Бойкова. фото: Музей АВТОВАЗа Звучно на всех языках Название "Нива" родилось с легкой руки художника-конструктора Валерия Сёмушкина. Критики говорили, что имя ''Нива'' в СССР уже носит отечественный комбайн. Но Сёмушкин возражал: - Про комбайн все забудут, а автомобиль останется. Он настаивал, что "Нива" - краткое, благозвучное слово с положительными ассоциациями. Созвучные ''Ниве'' слова в других языках обозначают сад, поле, горизонт. Красиво звучит это в английском, немецком, французском, испанском, японском, чешском, польском языках. В итоге выбор одобрили. Товарный знак NIVA зарегистрировали в 1976 году, а автомобиль ВАЗ-2121 стал ''Нивой''. Сначала собрали опытно-промышленную партию из 50 машин, которые представили в Москве и отправили на тестовую эксплуатацию в разные учреждения СССР. В 1977 году 5 апреля состоялась сборка первой "Нивы" на конвейере. Уже в июле этого года началось серийное производство полноприводных автомобилей – по 14 в день. фото: АВТОВАЗ Из -57 на высоту в 5,7 тыс. метров "Нива" стала мегапопулярна в мире. На ней ездили на пяти континентах, в самых разных странах - от Эквадор до Греции. Машина продавалась также в Японии, Англии и других странах с левосторонним движением (для этого в 1980-х годах выпускали праворульную модификацию). В Европу ее начали экспортировать еще в 1977-м. И Запад, избалованный качественными машинами, назвал "Ниву" русской сенсацией. - Этот автомобиль – техническая удача завода, - уверена Наталья Бойкова. - С выходом в 1977 году с конвейера "Ниву" продавали более чем в 100 стран мира, даже в Японию. А японцы считали конструктора Петра Прусова крестным отцом их внедорожников. Таким образом, с нашей "Нивы" начинается эра внедорожников во всем мире. Ветераны завода считают "Ниву" кормилицей. Редкий автомобиль держится на конвейере 45 лет. "Нива" стала известной и вне дорог. Так, в Антарктиде на российской станции "Беллинсгаузен" она отработала 11 лет, демонстрируя надежность в экстремальных условиях. Побывала "Нива" (а точнее, снегоболотоход на ее базе) и на Северном полюсе. В 1999 году на Тибетском плато в Гималаях экспедиция на этом внедорожнике своим ходом взяла высоту в 5 726 м над уровнем моря. Фото: автомобиль "Нива" 1970-х годов в Музее АВТОВАЗа / Татьяна Петунина фото: эта "Нива" с 1990 по 2001 год проработала на российской антарктической станции "Беллинсгаузен", после реставрации стала экспонатом Музея АВТОВАЗа / Татьяна Петунина фото: эта "Нива" в 1999 году стала участником экспедиции на Гималайские горы, ей удалось достичь отметки в 5 726 метров над уровнем моря. В составе похода была еще одна "Нива", ей покорилась вершина в 5 200 метров /Татьяна Петунина Старты в ралли-марафонах В 1980-е годы "Нива" вышла на мировую спортивную арену - она участвовала в самом престижном ралли-рейде "Париж - Дакар". Проведя в 1980-м своеобразную "пристрелку", она уже в 1981-м стала бронзовым призером этого трудного марафона. Затем были новые награды и победы, например, золото ралли-рейдов "Париж – Тунис" и "Алжир", серебро "Дакара", первые места в "Ралли фараонов". Потом "Нива" успешно принимала участие в ралли-рейдах "Париж – Пекин", "Париж – Дакар", "Сидней – Дарвин", "Москва – Лагос", "Винн-Сафари", "Крыша Африки" и многих других. В 2022 году LADA NIVA вышла на старт ралли "Дакар", но уже в новой ретро-номинации Dakar Classic. Экипаж на автомобиле 1984 года успешно прошел все 12 этапов и 7 800 километров. фото: АВТОВАЗ Через болота - в цирк Все время выпуска "Нива" обновляется. Сегодняшний автомобиль заметно отличается от первых. Инженеры, сохраняя классический стиль, модернизируют "начинку" внедорожника. На рубеже веков имя "Нива", а точнее NIVA, было закреплено за моделью "Джи Эм-АВТОВАЗ". С тех пор классическая модель именовалась LADA 4х4. 18 лет под названием NIVA продавалась только модель совместного предприятия. В 2020 году АВТОВАЗ выкупил имя вместе с автомобилем. В январе 2021-го классическому внедорожнику официально вернули название NIVA, но уже с приставкой Legend. фото: Музей АВТОВАЗа LADA NIVA Legend стала основой для множества вариаций, некоторые из которых выпускались малыми партиями. Наиболее известная – длиннобазная пятидверная LADA NIVA Legend. На базе NIVA выпущено множество версий пикапов, броневиков, плавучих болотоходов, минивэнов, спецмашин для полиции, медицинской службы, спасателей. Были в истории автомобиля и уникальные проекты – от армейской амфибии до циркового средства передвижения, на котором по арене ездят дрессированные медведи. фото: Музей АВТОВАЗа "Нива" не отпускает Для многих тольяттинцев "Нива" - символ их родного города и целая эпоха в жизни. Например, Станислав Березий за рулём "Нивы" несколько лет. За эти годы он сменил старую "Ниву" на современную, но не смог с ней расстаться. - Старенькая "Нива" отправилась к новому владельцу, а я пересел на более современную и оснащенную "Ниву Урбан". Потому что "Нива" не отпускает! Это уникальное сочетание характеристик и формфакторов автомобиля: внедорожник, ретрокар, купе. Современные машины вздрагивают и подпрыгивают на неровностях и стыках асфальта, а эта "Нива" таких мелочей просто не замечает! По словам Станислава, автомобиль, как и положено внедорожнику, приносит немало положительных эмоций от движения по лесу, снежной целине, пляжу, непроходимой грязи. - Такие поездки по-новому раскрывают и автомобиль, и душу водителя, и, конечно, оставляют приятные, живые воспоминания! Сколько раз он меня выручал, когда дорогу из пригорода ремонтировали, и мне быстрее и проще было проехать через поле, по грунтовке. Компактность и высокая посадка – это удобно и в городе, и за его пределами. фото: из архива Станислава Березий

"Ниве" - 45: от "матери" внедорожников до LADA NIVA Legend
© СОВА