Войти в почту

Деньги на ремонт трамвайных путей есть. А трамваев – нет

Трамвай, как много?

Деньги на ремонт трамвайных путей есть. А трамваев – нет
© РЖД-Партнер

Чтобы до 2030 года заменить 3,7 тыс. трамваев на новые, необходимо 494 млрд руб., говорится в исследовании консалтинговой компании Strategy Partners. Правда, в эту сумму входит средства для покупку еще 5,1 тыс. троллейбусов. Но заменять подвижной электротранспорт в полном объеме все равно не получится – в конце минувшего года наблюдательный совет ВЭБ утвердил программу по замене электротранспорта всего на 392 млрд руб.

Регионы, чтобы выполнить план по полной замене всего устаревающего трамвайного парка, ежегодно должны получать по 406 трамваев. В 2021 году их в регионы и столицы России поставили в 2 раза меньше, 250 ед. Причем в 13 регионов подвижной состав обновляют в том числе и за счет бюджетных кредитов, программа действует с лета 2021 года. Проект предполагает поставку около 1,5 тыс. вагонов трамваев, а также строительство или реконструкцию не менее чем 600 км трамвайных путей. Начало реализации проектов в ряде городов запланировано на 2022 год, а инвестиционная фаза в целом должна завершиться через 5 лет – до 2027-го.

Однако в 2022 году мир переживает перестройку логистических цепочек поставок комплектующих. Программы, которые написаны в прошлом году, уже не соответствуют современным реалиям, хотя бы из-за того, что кредитные учреждения предлагают ставки по лизингу в 24% годовых, разъясняет РЖД-Партнеру гендиректор Первой компании транспортной инфраструктуры Андрей Шестопалов. Для сравнения, еще год назад бюджетный кредит выдавали на условиях 7,5% годовых.

«Итого производство трамваев в ближайший год подорожает минимум на 30%», – говорит он.

А это значит, что в этом году российские транспортные компании приобретут максимум 125 трамваев. То есть в 2 раза меньше, чем планировалось.

Локализация трамваев

Еще в минувшем году 75% комплектующих к трамваям закупали в Европе. Электродвигатели, в частности, закупали в Чехии и Австрии. Сегодня заменить поставщиков намерен Сарапульский электрогенераторный завод – он расширяет производство электродвигателей для современных низкопольных трамваев.

«Двигатели из этого завода заместят до 50% импорта», – сообщает глава Удмуртии Александр Бречалов.

Общий бюджет проекта по импортозамещению составит 268,6 млн руб. Завод планирует ежегодно выпускать до 1 тыс. тяговых асинхронных электродвигателей собственной разработки ДАТ-72, что даст возможность укомплектовывать до 250 трамваев в год. Напомним, регионы, чтобы выполнить план по полной замене всего устаревающего трамвайного парка, ежегодно должны получать по 406 трамваев.

Всю продукцию предприятие будет поставлять российскому производителю трамваев ПК «Транспортные системы» в Тверь и Санкт-Петербург. Двигатели будут производиться для трамваев серий «Витязь» и «Львенок».

Однако даже если план Сарапульского электрогенераторного завода будет исполнен, то уровень локализации производства составит 85%, отмечается в сообщении.

Рельсы для трамваев

Сейчас средства дорожных фондов направляют только на обеспечение дорожной деятельности, ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям, а также на погашение задолженности по бюджетным кредитам, полученным на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.

«Направление бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта РФ на финансовое обеспечение мероприятий в отношении трамвайных путей как части улично-дорожной сети населенных пунктов не предусмотрено», – говорится в пояснительной записке к законопроекту, который, несомненно, изменит ситуацию на дорогах.

Закон, после того как будут внесены поправки в Бюджетный кодекс, позволит как региональным, так и муниципальным органам использовать средства дорожных фондов, которые идут в рамках реконструкции или строительства автомобильных дорог общего пользования на реконструкцию и ремонт трамвайных путей. Однако в законе есть оговорка: трамвайные пути, которые ремонтируют за счет дорожного фонда, должны находиться на одном уровне с проезжей частью. Кроме того, деньги из дорожного фонда нельзя направлять на ремонт контактной сети и тяговых подстанций.