Войти в почту

Почему в Коми решили возродить сплав леса по рекам

Убийцы дорог

Почему в Коми решили возродить сплав леса по рекам
© Российская Газета

Напомним, в сентябре 2020 года разгорелся конфликт между водителями лесовозов и жителями поселка Зимстан, расположенного в 250 километрах от Сыктывкара и в 70 километрах от села Усть-Кулом. Их негодование вызвало то, что лесовозы регулярно превращают в море грязи многие участки дороги Усть-Кулом - Керчомъя - Дзель. В этой грязи постоянно застревают легковые автомобили, а "скорая помощь" из Усть-Кулома до Зимстана порой добирается два - два с половиной часа, а то и больше. Это создавало особенно много проблем в пик пандемии коронавируса. В итоге жители поселка на некоторое время перекрыли дорогу.

После этого Владимир Уйба поручил правительству республики внести поправки в региональное законодательство, согласно которым с 2022 года при лесозаготовке следует использовать речной сплав и отказаться от перевозок леса большегрузными автомобилями весной, летом и осенью.

- Последние годы показали, что водители нагружают транспорт сверх нормативов. К тому же они не соблюдают сезонные ограничения, вводимые для большегрузов. А обязать нарушителей взять на себя ремонт "убиваемых" ими дорог с правовых позиций невозможно, - заявил глава республики.

Но заканчивается апрель, а реальных мер по возобновлению лесосплава пока не видно. Этот вопрос в очередной раз был поднят в ходе "Часа с министром", в котором участвовала исполняющая обязанности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Екатерина Киселевич. Она ответила, что этот вопрос "в проработке". Ранее в республиканском Минприроды заявляли, что "технически ввести сплав будет очень сложно", в том числе потому, что небольшие лесозаготовляющие предприятия формировать плоты для сплава не смогут, для них это слишком дорого.

Глубина вопроса

- Эту тему муссируют на всех уровнях уже не первый год, но пока все остается словами, - заявил генеральный директор Союза лесопромышленников Республики Коми Анатолий Байбородов. - Возобновить лесосплав вполне реально: такая практика в течение многих лет использовалась при СССР. Крупным предприятиям такая задача по силам.

Главная проблема в том, что на реке Вычегде, по которой предполагается сплавлять лес, необходимо проводить дноуглубительные работы. Но, как заявил Владимир Уйба, "это дорогая история - сотни миллионов рублей за километр". Именно из-за того, что дноуглубление Вычегды не проводилось много лет, с 2016 года компания "Монди СЛПК" полностью прекратила сплав леса по Вычегде, так как плоты стали садиться на мель. Один плот содержит почти 10 тысяч кубометров древесины, его осадка составляет более двух метров.

Один плот содержит почти 10 тысяч кубометров древесины

Доля леса, который могли бы сплавлять крупные лесозаготовители, не очень велика. "Монди" и Сыктывкарский лесопромышленный комбинат могли бы сплавлять порядка 15-16 процентов леса. Это одна из причин, по которой лесопромышленники не спешат заниматься этим вопросом. Кроме того, сам лесосплав стоит немалых денег: необходимо содержать флот, буксирующий плоты, обслуживать причалы. При этом флот работает не более двух-трех месяцев в году. Тем не менее даже 15-16 процентов - серьезный объем, если учесть, что объем заготавливаемого ежегодно леса в республике составляет около 10 миллионов кубометров.

Нужна бюджетная помощь

По мнению Анатолия Байбородова, сплавлять по Вычегде при условии дноуглубления можно порядка полумиллиона кубов леса. Однако для этого необходимо, чтобы государство финансировало дноуглубительные работы. К идее софинансировать дноуглубительные работы со стороны бизнеса эксперт относится отрицательно - по его словам, предприятиям хватит расходов с организацией сплава. Правда, пока эти расходы никто не рассчитывал, и говорить о конкретных суммах сложно. В итоге почти все 10 миллионов кубометров леса, за вычетом небольшой доли железной дороги, перевозятся по автомобильным дорогам.

Сейчас в Коми ограничили движение большегрузов на время весенней распутицы. Ограничение будет действовать с 18 апреля по 17 мая, на некоторых участках - с 4 мая по 2 июня. Однако полумерами этот вопрос не решить. Республиканские власти намерены привлекать для дноуглубления федеральные средства. Вычегду предполагается внести в федеральный перечень для дноуглубительных и берегоукрепительных работ. Правда, основанием для этого станет не необходимость лесосплава. Аргументировать необходимость в федеральных средствах для Вычегды Владимир Уйба намерен "жизнеобеспечивающим судоходством".

А в это время

Взаимодействие власти и бизнеса относительно проблемы транспортировки леса в Коми оставляет желать лучшего. Проблемные дороги периодически выравниваются грейдерами, но следом за ними идут лесовозы и вновь быстро разбивают дорожное полотно. В итоге немалая доля бюджетных денег, расходуемых на дороги, тратится без пользы.

- Лесопромышленный бизнес готов финансово участвовать в содержании дорог. С каждого кубокилометра мы предлагаем платить на эти цели 2,36 рубля, - отмечает Анатолий Байбородов. - Но власти не могут придумать схему, по которой эти средства можно с нас получать.

Кстати

Более половины дорог с усовершенствованным покрытием в Коми не соответствуют нормам. На их ремонт требуется 41,7 миллиарда рублей, сообщили в ГКУ РК "Дорожный контроль". Кроме того, ремонта требуют около ста мостов, на эти цели необходимо примерно 6,6 миллиарда. Одна из основных причин плохого состояния дорог - проезд сверхтяжелой техники. Региональные власти считают, что для решения этой проблемы необходимо корректировать законодательство. Например, в Лесной кодекс следует ввести понятие "лесная дорога", прописать требования, как их строить, содержать и эксплуатировать. Строительство лесных дорог позволит разгрузить дороги общего пользования.