Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Автоэксперт

Перестрахование смотрит на восток

Перестрахование смотрит на восток
Фото: УралинформбюроУралинформбюро

Цепочки перестрахования с участием зарубежных компаний – обычная практика для этой сферы бизнеса. Согласно данным , на конец 2021 года 116 миллиардов рублей (72% всей перестраховочной защиты) были вынесены российскими страховщиками за границу. Но с началом спецоперации РФ на Украине большинство крупных иностранных компаний отказались работать с Россией.

Видео дня

Перестрахование позволяет страховым компаниям перераспределять риски по определенным продуктам между собой. Как правило, к этой схеме прибегают при работе с высокорисковыми сегментами, когда сумма возможных обязательств страховщика оказывается слишком высокой. Поэтому он распределяет свои риски между несколькими партнерами, в том числе за рубежом.

Ныне сложилась ситуация, когда главные страны, с которыми Россия взаимодействовала в сфере перестрахования (Великобритания, Германия, Швейцария, Франция и США), начали агрессивную санкционную политику. Об уходе из РФ или о серьезных ограничениях работы официально объявляли немецкие Munich Re и Allianz, швейцарские Zurich и Swiss Re, итальянская Generali, американская Marsh, британские Aon и Willis Towers Watson.

Власти России отреагировали на ситуацию незамедлительно. Еще в 2016 году под "крымские" санкции была создана (РНПК), единственным акционером которой является Банк России. Ее задачей стала работа с рисками санкционного бизнеса, с которыми отказывались сотрудничать зарубежные компании.

Теперь правительство приняло решение об увеличении размера обязательной передачи рисков страховщиков в перестрахование РНПК с 10 до 50%. Дополнительно это решение поддержал Банк России, увеличив капитал Российской национальной перестраховочной компании с 71 миллиарда рублей до 300 миллиардов рублей.

Но, конечно, закрываться от возможности взаимодействовать с зарубежными партнерами неправильно, да и российские страховщики не собираются этого делать. Сейчас перед ними стоит задача поиска новых партнеров. Разворот сферы интересов очевиден – усиление связей со странами СНГ, Ближнего Востока, Индией и Китаем. Дополнительный плюс - какое-то взаимодействие в перестраховании с этими государствами было налажено и ранее, просто количество и объемы сделок уступали западным партнерам.

Одно из самых востребованных сегментов страхования в России – ОСАГО, которое обязан оформлять каждый водитель. Многих россиян удивило, что при имеющихся сложностях с перестрахованием с 20 апреля был запущен новый механизм – перестраховочный пул по ОСАГО. С его помощью игроки рынка смогут перераспределять между собой риски в высокоубыточных такси и каршеринге. Именно на этом рынке уход международных компаний точно никак не скажется, так как они на нем никогда и не были представлены.

"Страхование по ОСАГО осуществляют члены Российского союза автостраховщиков (РСА), их перечень есть на сайте. Все они – юридические лица, зарегистрированные в РФ, осуществляют перестрахование между собой без привлечения других участников, не имеющих лицензии ОСАГО", – объяснили "Уралинформбюро" в пресс-службе РСА.

"Зарубежные компании не участвуют в перестраховочном пуле и их участие в ближайшее время не планируется", – добавила руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО .

Многие российские автолюбители восприняли новость о запуске перестраховочного пула как некий ответ Западу на санкции, мол, мы и сами справимся. Однако старт программы в апреле – лишь стечение обстоятельств, а разрабатывался этот механизм последние несколько лет. "Идея запуска была актуальна давно", – подтвердила Кудрявцева.

К тому же, ранее в России уже действовал аналогичный по своему функционалу "Е-Гарант", который имел ряд внутренних проблем, но также совершенно не зависел от иностранных перестраховщиков.

"Введение пулового механизма – это важнейший шаг для всего страхового сообщества, который позволит существенно облегчить жизнь не только страховщикам, но и автовладельцам. Водитель сможет напрямую оформить полис ОСАГО на сайте понравившейся ему страховой компании, минуя несколько этапов, с которыми сталкиваются пользователи "Е-Гаранта". Прежде всего, это касается высокорисковых сегментов страхователей – таксистов, молодых водителей и так далее", – заявил исполнительный директор РСА .

Участники рынка ОСАГО подчеркивают, что в нынешней ситуации задача страховщиков – обеспечить возможность покупки полисов всеми автомобилистами. "Сейчас страховщикам особенно важно, чтобы автовладельцы могли своевременно получать качественную услугу по ОСАГО – даже если они относятся к особо аварийному сегменту и генерируют страховым компаниям только убытки. ОСАГО – в первую очередь, социальный вид страхования, и мы задействуем все доступные нам механизмы, чтобы полис был доступен и по цене, и по возможности его покупки", – пояснил президент РСА .

Олег ЕСАУЛКОВ