Некоторым водителям праворульных авто приходят штрафы из-за пассажира с телефоном рядом
Автолюбителям, которые ездят на праворульных автомобилях, приходят штрафы за то, что телефон используется пассажиром на переднем сиденье. То есть камера фотографирует машину, определяет, что сидящий впереди слева говорит по телефону, но не может определить, что он не водитель.
В европейской части России проблема не будет массовой, поскольку здесь процент праворульных машин невелик. Проблемы могут ждать автолюбителей из Владивостока, где по данным «Автостата» за 2019 год было более 250 тысяч таких авто, а это более 80% от всего автопарка. В регионах, где много авто с правым рулем, пока не так много камер, говорит автоэксперт Андрей Осипов:
Андрей Осипов автоэксперт «Я не уверен, что эти штрафы будут массовыми, потому что все зависит от функционала камер. По большому счету камера — это как объектив фотоаппарата, он фиксирует происходящее, а дальнейшая обработка изображения и наложение, если можно так выразиться, административного взыскания осуществляется при помощи специальной компьютерной программы и тех же самых нейросетей, которые сейчас активно развиваются и продвигаются. Проблема заключается в том, что компьютерная программа, которая впоследствии обрабатывает полученное изображение, должна быть правильным образом настроена и определять не только наличие телефона у уха автомобилиста, но и наличие руля перед автомобилистом. Если руля нет, то и телефон у уха — небольшая проблема. Это вопрос скорее к разработчикам. Наибольшее количество камер расположено все-таки в Москве и в Центральном федеральном округе, на Дальнем Востоке и в этих регионах камер достаточно мало. Поэтому в ближайшей краткосрочной перспективе вряд ли эти штрафы станут массовыми. Но то, что камер будет становиться на дорогах больше, — это факт, как и то, что они будут фиксировать все большее и большее количество правонарушений. Это тоже факт. Камеры приносят существенный доход как в федеральный, так и в региональный бюджеты, и поэтому их функционал будет расширяться достаточно быстро».
Штраф за использование телефона за рулем сейчас составляет 1,5 тысячи рублей. О том, насколько сложно его обжаловать, рассуждает автоюрист, адвокат Сергей Радько:
Сергей Радько автоюрист, адвокат «Опротестовать его с одной стороны и сложно, и просто по той причине, что если на фотографии видно, что телефоном пользуется не водитель, а пассажир, а водитель при этом находится справа, то на самой фотографии видно, что правонарушения нет. Такое постановление теоретически можно оспорить даже в ГАИ, не обращаясь в суд. Но иногда ГАИ относится к оценке этих доводов формально, и не факт, что они такое постановление отменят. Эта проблема возникла с самого начала, как только была введена автоматическая фиксация этих нарушений, потому что система не настроена под действующую норму ПДД, система настроена так, что любой предмет, который есть у человека в руке, почему-то считается телефоном, и автоматически следует штраф. Между тем ПДД запрещают водителю пользоваться телефоном во время движения в случае, если этот телефон не оборудован системой Hands Free. А между тем камера при автоматической фиксации в принципе не может определить, оборудован ли телефон такой системой, тем более, что все современные смартфоны оборудованы этой системой. То есть получается, что все эти штрафы незаконные».
Эксперты говорят, что не обязательно обучать нейросеть распознавать на изображении праворульную машину. Вместо этого можно, к примеру, ставить специальную отметку в базе данных ГИБДД при регистрации, тогда тем, чей автомобиль помечен как праворульный, не будут приходить такие штрафы.
Всего в России, по данным «Автостата», в 2021 году было 3,4 млн праворульных легковых машин. Это почти 7,6% от общего количества авто в России.