Войти в почту

«Меньше штрафов и больше доказательств»: что изменится после введения нового ГОСТа для дорожных камер?

Правила работы дорожных камер впервые будут регламентированы в ГОСТе, разработанном структурами МВД. Что изменится после его введения, рассказали в интервью корреспонденту Mir24.tv юристы, проектировщики IT решений и другие эксперты

«Меньше штрафов и больше доказательств»: что изменится после введения нового ГОСТа для дорожных камер?
© Мир24

«Нормативная база Российской Федерации давно нуждается в том, чтобы был введен более строгий порядок для применения камер видеофиксации, – говорит директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. – Ведь эти камеры собирают доказательную базу для привлечения водителей к административной ответственности».

Сейчас в среде водителей транспортных средств довольно негативное отношение к работе дорожных камер. Есть множество претензий к местам их установки и к тем фотоматериалам, которые они формируют в качестве доказательной базы.

«У нас установка камер никак не регламентирована. Поэтому ГОСТ нужен, – говорит заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов. – Например, если есть ограничение скорости, можно прописать в ГОСТе, на каком расстоянии от знака эта камера будет стоять. ГОСТ мог бы урегулировать вопросы установки камер там, где стоит временное ограничение скорости, ремонтные работы. Также необходимо установить требования к погрешностям, к поверке и другим моментам, которые касаются камер».

К сожалению, ни на сайтах ГИБДД, ни на сайтах иных официальных источников (например, Росстандарт) найти текст или хотя бы проект нового ГОСТа не удалось. «Однако, возможно, текст документа доступен пока только его авторам и производителям технических средств автоматической фиксации нарушений ПДД, – говорит ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала. – В правовых системах (Гарант и Консультант+) также не сообщается, что действующий ГОСТ вскоре утратит свою силу. Поэтому приходится ориентироваться на те сведения, которые являются общедоступными».

Вот основные требования будущего ГОСТа с комментариями эксперта.

Фотоматериал должен содержать в себе не только изображение автомобиля нарушителя, но и знаки или разметку, которые нарушаются. Подобное можно только приветствовать. По смыслу ст.24.1 КоАП РФ, каждое дело должно быть рассмотрено всесторонне и объективно. Фиксация знаков и разметки позволит снизить риск ошибок автоматики. Камера может сместиться от сильных порывов ветра или птиц, сидящих на ней, что может привести к неверным выводам о нарушении. При введении такого требования подобные риски будут снижаться. Необходимость фиксации нарушений на перекрестках в четырех снимках. Также приветствуем подобную доработку. Бывают перекрестки со светофором и дополнительной секцией. Для водителя может гореть основной красный, но зеленая дополнительная секция, позволяющая повернуть направо. Однако камера может ошибочно зафиксировать проезд на красный. Фиксация в четырех снимках зафиксирует направление движения автомобиля и минимизирует подобные казусы. Дополнительные требования к фиксации нарушений, когда водитель не предоставил преимущества в движении пешеходу, также оправданы. Напомним, что сегодня активно штрафуются по ст.12.18 КоАП РФ водители, которые проехали пешеходный переход, когда на нем находился пешеход. Но пешеходу ничто не угрожало, он не менял траекторию движения и скорость ходьбы. Это противоречит правилам дорожного движения, в которых дается четкое определение: «уступить дорогу» – значит не совершать действий, которые вынудят того, кто имеет преимущество, изменить направление движение или скорость. В ГОСТе также будет прописана необходимость учета условий, влияющих на корректность данных (дождь, туман, неверный угол фиксации). И это тоже оправдано. Например, при накоплении влаги на камере, капля может дать эффект линзы и исказить результат. Туман также может исказить результат. Эти факторы должны обязательно учитываться и помечаться как некорректная фиксация.

По словам руководителя проектной группы IT-компании КСОР, разработчика системы мониторинга состояния водителей «Антисон» Александра Юдакова, «ГОСТ поможет дисциплинировать производителей комплексов и компании, которые занимаются концессионными проектами по установке камер фотовидеофиксации на участках дорог. В частности, ГОСТ регламентирует требования к доказательной базе – набору фото- и видеоматериалов, к их качеству. Таким образом увеличится достоверность данных и уменьшится число неправомерно вынесенных штрафных постановлений».

Сегодня, по словам эксперта, ситуация складывается следующим образом: в каждом регионе действует свой ЦАФАП (подразделение для вынесения штрафов), у которого свои требования к составу доказательной базы и ее качеству. То есть автомобилист может в разных регионах получить штраф за одно и то же нарушение, но материалы постановления будут отличаться по размеру фото, их качеству, набору данных.

«Компании, работающие в рамках концессионных соглашений, не всегда качественно оказывают услуги фотовидеофиксации. В итоге страдают автомобилисты: они платят даже ошибочные штрафы, не желая терять время на судебные разбирательства, – говорит Александр Юдаков. – После введения ГОСТа требования к качеству фотоматериалов будут единые и более строгие, часть фотоматериалов будет отбраковываться, количество необоснованных штрафов снизится».

Кроме того, нарушение в зоне действия электронного знака или табло – например, превышение скорости – должно будет подтверждаться указателем на снимке. Для этого все камеры будут синхронизированы с электронными дорожными знаками и табло. Это позволит уменьшить количество так называемых «ловушек», когда комплекс фотовидеофиксации намеренно ставится на скоростных магистралях, говорит эксперт.

«Сейчас значительное число комплексов фотофиксации не соответствует требованиям ГОСТа, их нужно будет заменить на модернизированные. Это повлечет за собой дополнительные расходы на уровне региональных бюджетов. Проведение процедуры закупки, оснащения дорожными комплексами и получение необходимых согласований займет время. Но зато ГОСТ не даст возможности уйти от справедливого наказания водителям-лихачам, которые намеренно устанавливают номера на транспортном средстве вверх ногами», – отмечает Александр Юдаков.

В целом, по словам эксперта, введение ГОСТа для дорожных камер станет позитивным фактором: позволит упорядочить требования к фото- и видеоматериалам с фиксацией нарушения, снизить количество ошибочных постановлений и сделать систему фиксации правонарушений и начисления штрафов более прозрачной. А значит – избавит граждан от необоснованных расходов и снизит общественное недовольство, которое уже нарекло административное законодательство – «штрафодобывающей отраслью».