За свою сорокалетнюю биографию Lada Niva боролась за победу в Дакаре и даже снималась в голливудских фильмах, но не претерпела коренных изменений. Хотя была одна попытка сделать из неё не просто автомобиль, а утонченный, авангардный арт-объект, при виде которого прохожие бы сворачивали головы. Экзотичность ситуации в том, что сделать это с Ладой пытались не в России, а во Франции, для европейского внутреннего рынка. Так появилась самая необычная и вызывающая версия внедорожника, которую уже мало кто помнит.
История Нивы на западе сразу задалась: простая, недорогая полноприводная машина, сочетавшая качества легковушки и внедорожника, быстро пришлась по душе и исландскому геологу, и виноделу из Франции.
И если западные компании требовали от европейских дилеров соответствия стандартам, то советский автопроизводитель не настаивал ни на чем, кроме вывески с логотипом Lada. Главное, продайте сколько сможете продать.
Беда была в том, что изделия советской плановой экономики практически не менялись от года к году и отличались не самым современным видом, так что все дилеры Lada по прибытии машин в Европу не сговариваясь меняли у них практически одни и те же элементы — освежали внешний вид.
Хорошим примером может служить одна из машин, которую переделывала под себя Deutsche Lada Automobil GmbH: Ниве меняли кресла, неприглядные диски колес, прорезали люк в крыше. Под капот обычно ставился европейский аккумулятор, обязательно менялись зеркала заднего вида. В одном британском журнале как-то пожаловались, что стандартные советские зеркала просто складывались от потока ветра на максимальных скоростях.
Особенно среди коллег выделялся французский дилер Lada — фирма Lada Poch S.A. Жан Пок с послевоенных времен проявлял интерес к торговле автомобилями из соцлагеря, которые всегда имели притягательно низкую цену и за счет этого находили своего покупателя.
Какой могла стать Нива, она же Lada 4x4?
Новая удачная модель АвтоВАЗа тут была очень кстати — к концу семидесятых Пок уже продавал больше двух десятков тысяч Lada в год. Вот что об этом он говорил советскому журналу Autoexport: «Успех Нивы основывается на хорошем соотношении качества и цены с надежностью. Машина обладает невероятными внедорожными качествами и при этом комфортна за рулем».
В то же самое время в телерекламе Lada Poch советский внедорожник ездил даже по стенам, а французский актер пояснял, что Нива может проехать буквально везде.
Рекламировать и искать новые ниши на рынке месье Пок действительно умел: это с его подачи Niva начала участвовать в рейде Париж-Дакар, а для французского рынка он даже разработал Ниву с кузовом кабриолет. Как гласила реклама этой модели во французской прессе, «Рождённая ветром и солнцем».
Одна беда: годы шли, на рынке появлялось все больше приличных внедорожников, а не самая современная Niva никак не менялась. И хотя в начале восьмидесятых АвтоВАЗ подкинул Поку новую перспективную модель Lada Samara, продажи Нивы тоже надо было как-то поддержать.
К задаче Пок подошел со свойственными ему предприимчивостью и размахом. Был организован целый национальный конкурс «Dessine-moi une Lada» (нарисуй мне Ладу), в котором за вознаграждение можно было предлагать идеи и для обновления Нивы, и даже для линейки одежды Lada Poch. Откликнулось аж 160 дизайнеров!
Победа и главный приз в 30 тысяч франков досталась Патрику Жиро: его вариант обновления Lada Niva должен был превратить внедорожник в настоящий футуристический арт-объект в стиле восьмидесятых. К слову, приз за дизайн одежды был заметно скромнее: 8000 франков.
А дальше технические специалисты Lada Poch принялись подгонять проект под реалии производства, чтобы сохранить его главные черты и при этом не вносить существенные изменения в конструкцию.
Получился комплект ребристых панелей и накладок на крылья из ABS-пластика, которые просто крепились по периметру автомобиля, не внося изменений в кузовные панели и заводскую светотехнику. Более того, подразумевалось, что Niva в таком обвесе еще и будет лучше защищена на бездорожье.
Передняя П-образная панель просто ставилась на место решетки радиатора, расширители и панели на дверях дополняли образ сбоку и окончательно закольцовывались сзади, поверх допотопных фонарей от ВАЗ-2106. В этом ракурсе обновленная Niva выглядела наименее выигрышно.
Заканчивали образ футуристичные, цельные колпаки без единого отверстия, более современные бамперы из того же абс-пластика и новые зеркала в цвет обвеса.
Назвать спецверсию Lada Niva тоже решили ярко и с размахом: St. Tropez — в честь курортного городка на Юге Франции, обители миллионеров и любителей красивой жизни. В России это место в свое время воспели Тимати и Люся Чеботина (не спрашивайте).
В общем, Сен-Тропе — не совсем подходящее место для целевой аудитории автомобилей Lada, хотя после всех переделок получилось, что Niva St. Tropez — самый дорогой автомобиль из линейки Lada Poch.
Если стандартная Niva тогда стоила во Франции 56 430 франков, то St. Tropez — все 66 тысяч. Новинка 1985 года Peugeot 309 (аналог сегодняшнего 308), например, стоила дешевле 60 тысяч франков. А ведь ещё были опции за дополнительную плату: например, над задней третьей дверью St. Tropez можно было установить спойлер.
В общем, учитывая довольно консервативную конструкцию и интерьер, цена покупателям не понравилась. Синергии между уже не новой сугубо практичной советской машиной и эпатажным обвесом не случилось. Обновление не просто не оживило интерес к Lada Niva — в таком виде её было ещё сложнее продавать.
Гоночная Niva Raid и другие сюрпризы от Lada Sport
Не осилили: крутые внедорожники, которые не смогли покорить Россию
Сколько было выпущено таких модификаций, увы, неизвестно — в разных источниках сохранились фотографии как минимум трех разных Lada Niva St-Tropez: красная с серым пластиком, выставочная красная и полностью белая. Всё!
Стоит ли удивляться, что следующие попытки Пока оживить дизайн внедорожника не отличались такой экстравагантностью и высокой себестоимостью. Следующая вторая версия Lada Niva St-Tropez отличалась лишь косметическими накладками на бамперы, решетку радиатора и кенгурятником.
Впрочем, и это не вернуло Поку былых продаж. Разваливался СССР, стагнировал АвтоВАЗ, при этом никто и не догадывался, что Lada Niva будет производиться еще десятки лет. В год смерти Жана Пока в 2009 году Niva даже получила модернизированную подвеску, сцепление, томормоза. Но Lada Poch S.A. к этому моменту уже обанкротилась. /m
Американцев оставили без УАЗов
Последний Москвич: роскошь заката эпохи