Войти в почту

Таксопарки жалуются на высокую стоимость автомобилей и резко подорожавшие расходники

Таксомоторный бизнес оказался на грани рентабельности, заявляют профсоюзы. Так, по оценкам профсоюза «Таксист», в начале года средний водитель зарабатывал до 5 тысяч рублей за смену, сейчас — не больше 3 тысяч, и это еще до вычета на расходники и топливо.

Таксопарки жалуются на высокую стоимость автомобилей и резко подорожавшие расходники
© BFM.RU

Причина проста — заказов стало меньше, а цены за поездки в целом не изменились. Повышать их прямо сейчас — значит потерять и без того невысокую клиентуру, все-таки такси не входит в перечень услуг первой необходимости, говорит московский таксист Егор:

«Поскольку подорожало буквально все, люди купят чуть больше картошки, но чуть меньше поедут на такси. И, конечно, пассажиров сейчас стало мало. Приходится в этой ситуации продолжать возить по тем ценам, которые были и в прошлом году, и молиться о том, чтобы они хотя бы не снизились. Такси сейчас стало невыгодно работать на своих машинах: ты не сможешь машину обслужить должным образом из-за подорожания всего и вся, а также дефицита запчастей. Многие пересаживаются на арендные машины. Например, я сделал точно так же. В связи с этим нужно просто больше работать: за рулем находиться не восемь часов, как я раньше себе мог позволить, а десять или даже 12».

Аренда стала выгоднее из-за дефицита расходников и роста стоимости на оставшиеся. Водителю нужно думать только об оплате самой аренды. Касается это в первую очередь самых ходовых автомобилей в такси, в сегменте эконом — Kia Rio, Hyundai Solaris и Volkswagen Polo. Примерные цены в формате «было-стало» в эфире радиостанции прикинул водитель такси в Красноярске Евгений:

«Аренда с 200 до 500 рублей поднялась — не важно, для каких тарифов автомобиль. Бензин, когда новости показывали, что якобы по всей стране дешевеет, в нашем городе он, наоборот, дорожал. Страховки — они всегда прыгают. С обслуживанием давно все поднялось, потому что если раньше колодки стоили примерно 1200-1300 рублей, то сейчас они 2500-3500 рублей. Менял масло: оно мне обходилось в 900 рублей за литр, сейчас — 1300 рублей за литр. Фильтр раньше стоил 370 рублей, теперь — 750 рублей. Тот же самый Hyundai Solaris стоил 1,2 млн, сейчас он стоит 1,8 млн. Стоимость поездок — наоборот, они еще ниже стали. Есть друзья, которые уходят с аренды, потому что не могут находиться за рулем по 16-18 часов, они уже не видят смысла. Залезли в долги и оставляют машины, как-то пытаются договариваться».

Средний автомобиль в сфере такси не живет дольше трех лет. За этот срок пробег набегает на 250, а то и 300 тысяч километров — на машине не остается живого места. Конечно, если двигатель вообще не выключать и пользоваться «серыми» схемами по смене водителей, на экономе может набежать и 500-600 тысяч километров. За три года машину можно «убить». Учитывая, что проблемы с поставками автомобилей начались задолго до спецоперации, еще во время пандемии, — ресурс основной массы автомобилей в сфере такси подходит к концу. А автопарки просто не могут взять новые машины, говорит председатель координационного совета Межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков:

Андрей Попков председатель координационного совета межрегионального профсоюза «Таксист» «После 200-300 тысяч это уже не автомобиль, понятно. Там усталость металла, двигатель, трансмиссия вся, салон. Автомобилей не было и нет, продажи по каким-то немыслимым, конским расценкам. Я общаюсь с руководителями таксопарков: они заявляют, что за последние полгода, наверное, ни одного автомобиля они не купили ни в лизинг, ни в кредит, докатывают то, что у них есть, рентабельность на нуле, количество заказов упало — не только у «Яндекса», они упали вообще. Виден выход: нужны дешевые автомобили, запчасти. Конечно же, сейчас будут перебои с водителями, как всегда это было. Я так понимаю, дна мы пока не достигли».

Дополнительным бременем для таксистов становится дорогой полис ОСАГО. Для такси, принадлежащего юрлицу, в зависимости от региона страховка может стоить от 25 тысяч до 50 тысяч рублей в год. По данным информсистемы «Такси», в прошлом году число выданных лицензий сократилось на 50 тысяч. Водители уходят из легального поля.