Сибирские речники объединяют усилия для решения проблем отрасли
В работе Экспертного совета приняли участие представители Росморречфлота, ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» и ФБУ «Администрация Обского БВП», а также компаний, осуществляющих речные перевозки в регионах Западной Сибири – бассейнах Оби и Иртыша. Модератором мероприятия выступил заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов.
Повестка заседания Экспертного совета оказалась обширной. В ходе него были подведены итоги работы ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» и ФБУ «Администрация Обского БВП» в навигацию 2021 года и рассмотрены планы на навигацию текущего года. Члены Экспертного совета обсудили подходы к формированию транспортно-экономического баланса регионов Обского и Обь-Иртышского бассейнов внутренних водных путей, опыт переориентации перевозок тяжеловесных грузов с автомобильного на речной транспорт, поделились опытом организации межрегиональных пассажирских перевозок и стоящие перед отраслью проблемы.
«Основными грузами, перевозимыми водным транспортом в Обь-Иртышском бассейне, являются нерудно-строительные материалы, уголь, ЖБИ, нефтеналивные грузы. Согласно отчетным данным, в 2021 году в пункты назначения было доставлено около 680 тыс. пассажиров и перевезено почти 6,7 млн тонн народно-хозяйственных грузов. В навигацию 2022 года наметилась тенденция к увеличению перевозки грузов и пассажиров», – рассказал руководитель ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» Роман Чесноков.
По словам и. о. руководителя ФБУ «Администрация Обского БВП» Павла Мешкова, в зоне действия учреждения в прошлом году общий объем грузоперевозок составил 6 млн тонн. Он также отметил ухудшение гидрологических условий работы на реках. «За последние годы в Обском бассейне участились периоды малой водности. В целом прошедшая навигация 2021 года по гидрологическим условиям… была маловодной и, как следствие, неблагоприятной для судоходства», – рассказал Павел Мешков. В результате были введены ограничения осадки судов на семи участках водных путей протяженностью 894 километра.
На проблему маловодья указал и председатель совета директоров АО «Томская судоходная компания» Владимир Кноль. «Есть вопросы, которые нас очень беспокоят. В первую очередь, пугающее мелководье уже с открытия навигации. За первые полтора месяца потери провозной способности флота из-за недогруза составили 55 тысяч тонн», – сообщил он. Исходя из прогнозируемого развития мелководья в Обском бассейне в навигацию 2022 года, Владимир Кноль предложил рассмотреть возможность выделить дополнительные субсидии в размере 30 млн рублей на увеличение объемов дноуглубительных работ.
В числе других проблем, стоящих перед речниками, на заседании Экспертного совета были названы рост цен на металлы, нехватка кадров и ряд других. По мнению министра строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области Антона Заева, для решения отраслевых проблем важно объединить усилия субъектов федерации. «Реализация отдельных региональных программ развития не будет иметь должного экономического эффекта. Важен единый комплексный подход к развитию внутренних водных путей Обского и Обь-Иртышского бассейнов во взаимоувязке и с учетом экономических потенциалов всех регионов», – считает министр.
В дальнейшем члены Экспертного совета посчитали целесообразным проводить его заседания ежегодно перед навигацией и после ее завершения.