Компания «Соллерс авто» сменила собственника
Владелец «Соллерс груп» Вадим Швецов вышел из автомобильного бизнеса и продал почти 80% своих акций «Соллерс авто», подтвердили в концерне. Ранее об этом сообщила газета «Коммерсантъ».
Активы перешли к фирме «Альтер инвест», основанной топ-менеджментом «Соллерс авто». Компания владеет Ульяновским автомобильным заводом, на котором собирают отечественные УАЗы, и Заволжским моторным заводом, у «Соллерс авто» есть совместные предприятия с японской Isuzu, Ford и Mazda. По данным источника «Ъ», цель сделки — сменить стратегию концерна, который ориентировался на сотрудничество с зарубежными игроками. На фоне санкций это стало неактуальным. Комментирует автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Швецов — западник, он строил классическую рыночную западную автомобильную компанию. Учитывая, что после начала спецоперации такого образа и принципа построения компания в России не очень актуальна, я думаю, он принял решение выходить из бизнеса. Дальше был вопрос, кому продавать. Продавать очень сложно, потому что в России сейчас простаивает огромное количество автомобильных производственных мощностей. Продать топ-менеджменту компанию — это тоже достаточно распространенный на Западе прием. В текущих условиях все проекты с западными компаниями, очевидно, поставлены на бессрочную паузу, нужно будет понять, чем загружать эти мощности, людей, которые там работают. С УАЗом ситуация более прозрачная. Если УАЗ сможет либо заместить основные электронные блоки, которые используют на «Патриоте», на что-то отечественное либо китайское, «Патриот» будет выпускаться дальше, и он имеет все шансы, чтобы вырасти по объемам продаж и производства, потому что ему, кроме китайских автомобилей, альтернатив на сегодня нет. Если заместиться в ближайшее время не удастся, значит, будут делать мегапростой «Патриот» по типу Lada Granta Classic, в которой нет ничего, даже кондиционера. УАЗ может потенциально купить лицензию на сборку некоего китайского автомобиля, не очень современного, оперативно попробовать развернуть, но это в любом случае минимум год. Так что в ближайшее время ничего, кроме классических УАЗов, он выпускать не будет. В линейке у него остаются классические «буханки», они же «головастики», поскольку им вообще в ультрабюджетном сегменте нет никаких альтернатив».
В конце прошлого года «Соллерс авто» объявила о завершении реорганизации УАЗа, тогда аналитики связывали это с возможным новым партнером, называли, в частности, китайский Chery. Действительно, сотрудничать в текущих условиях получится только с Китаем, отмечают эксперты. К тому же в начале июня ЕС ввел санкции в отношении завода, ссылаясь на поставки УАЗ «Патриот» для нужд армии. Говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Что может сделать УАЗ? Это предприятие, которое создавалось в советские времена, и даже по своей структуре, обустройству оно старорежимное. Куча цехов на огромной территории, типичное полувоенное предприятие, которых в свое время было много. На самом деле, можно собирать автомобили, более-менее техпроцесс под это подстроить, но создать собственный автомобиль практически в отсутствие конструкторской базы, ноу-хау и просто компетентности невозможно, они сами в этом признались. Поэтому остается единственный вариант, если сохранять автомобильный бизнес, — это партнерство с кем-то. Сейчас в ближнесрочной, может быть, и среднесрочной, это только китайский бренд. У нас достаточно площадок, которые подходят под крупную узловую и даже под мелкую узловую сборку, то есть это не только УАЗ, и нужно еще как-то суметь заинтересовать потенциальных партнеров».
Сделка по продаже «Соллерс авто» была денежной, исходя из рыночной оценки активов. Акции «Соллерс авто» утром 27 июня росли на 12% на фоне новостей о продаже компании ее топ-менеджменту.