ОСАГО станет дороже: базовый коридор для новосибирских автовладельцев составит от 1,6 тыс. до 7,5 тыс. рублей
Центробанк сообщил о планах расширить базовый тарифный коридор ОСАГО на 26% вверх и вниз из-за подорожания запчастей. Новые тарифы позволят устанавливать минимальную стоимость обязательной страховки для аккуратных водителей благодаря повышению тарифов для тех кто находится в зоне риска, уточняют в Центробанке.
Базовая ставка будет определяться индивидуально для каждого водителя, максимальный базовый тариф для неосторожных водителей повысится до 7 535 рублей, а нижний порог установят на уровне 1646 рублей. Повысятся и тарифы для общественного транспорта – коридор расширится на 17,8%.
Базовые тарифы скорректированы на основе расчетов стоимости запчастей. «Самые «бьющиеся» при авариях детали подорожали в среднем на 28,7%, следует из обновленных справочников стоимости запчастей Российского союза автостраховщиков. Исходя из этих справочников рассчитывается размер страхового возмещения по ОСАГО», – говорится в сообщении Центробанка.
Ждали повышения с февраля
До 28 июня проект проходит общественное обсуждение. Но о необходимости расширения тарифного коридора страховщики говорили еще в марте, когда нарушились логистические цепочки и стоимость запчастей выросла в несколько раз. Председатель Сибирской межрегиональной ассоциации автостраховщиков Василий Зуев рассказал BFM-Новосибирск, что страховщики оказались в ситуации, когда закон обязывает их выполнять обязательства по договору, но они не имеют возможности это сделать из-за внешних обстоятельств.
«Отремонтировать застрахованный ранее автомобиль уже не получится по нынешним ценам. Если страховая компания возьмется это сделать, то не сможет купить новые запчасти, исходя из той категории авто и цен, которые она рассчитывала ранее. Сейчас все чаще предпринимают попытки как-то урегулировать страховые случаи.
До февраля этого года приоритетом было натуральное возмещение, когда покупались новые запчасти взамен старых. То есть автомобиль попал в ДТП, потерпевший приходит в страховую компанию, и ему предлагают воспользоваться ремонтом и авторемонтная организация восстанавливает этот автомобиль. При выплате наличными деньгами учитывался износ автомобиля и его стоимость считалась с учетом процента износа. Если ремонтировать – то покупалась новая запчасть.
Начиная с марта эта система оказалась под вопросом: стоимость запчастей увеличилась, парк машин в Новосибирске очень разносторонний по моделям и маркам. Процесс поиска запчастей начал занимать неопределенное время, и никто не мог сказать клиенту, когда приедут запчасти и когда отремонтируют его машину. Убытки клиентов стали возмещать деньгами, потому что стало невозможно приобрести тот же бампер, – он не только увеличился в стоимости в несколько раз, но и логистика стала не такой оперативной, как раньше».
Эксперт рассказал, что до всех февральских событий и повышения цен вся система была нацелена на защиту прав потребителей. В новых условиях законодательная поддержка понадобилась уже страховым компаниям, потому что потребители начали отстаивать в суде свои права.
«Появилось множество новых практик в части судебных решений. Формально по закону страховая компания должна отремонтировать машину «новое за старое». Если клиент говорит «я не хочу деньгами, я хочу новое за старое», он начинает судиться со страховыми. Чтобы страховые компании не погрязли в судах, должны быть предприняты какие-то маневры для защиты страхового бизнеса. Страховщики не могут не продавать ОСАГо, это обязательный вид страхования и за отказ они могут лишиться лицензии», – объясняет Зуев.
Страховки подорожают для всех
Расширение тарифного коридора защитит страховщиков от банкротств и судебных тяжб, но приведет к удорожанию страховки. Тарифный коридор в этом году уже расширялся: 9 января границы для базовых ставок раздвинулись для легковых авто физлиц на 10% вверх и вниз, на 4,9 % для общественного транспорта и на 30% – для других категорий транспортных средств, в том числе для такси. Новые значения тарифного коридора страховщики называют вынужденной, но необходимой мерой.
«Цены в любом случае повышаются, цена полиса ОСАГО тоже повышается. Из года в год происходила некая либерализация тарифа, когда каждый владелец платит за качество своего вождения. Для этого страховщики пытались индивидуально применить для каждой категории водителей базовый тариф по ОСАГО. В начале года коридор практически достиг 30 процентов вверх и вниз, и в марте страховые компании повысили страховые тарифы – некоторые до максимальной планки. В марте также были приняты поправки, которые отменили норму о том, что повышение по тарифам может происходить не чаще чем раз в два года. Соответственно страховщики получили право менять тарифы чаще», – объясняет представитель автостраховщиков.
Тарифный коридор — это границы минимального и максимального значения базовой ставки, которая устанавливается индивидуально для каждого автовладельца. Полная стоимость полиса ОСАГО складывается из базовой ставки, умноженной на коэффициент: территориальный, за безаварийную езду (КБМ), стажа вождения (КВС), количество водителей (КО), мощности двигателя (КМ), сезонного использования (КС). На конечную стоимость «автогражданки» влияют и другие факторы, которые у разных страховщиков могут отличаться, например марка и даже цвет машины. Но основные составляющие, влияющие на тариф, — все же базовая ставка и коэффициенты.
Из-за санкций появился еще один фактор, которые начали учитывать страховые компании – происхождение автомобиля. Логично, что начались проблемы с импортными машинами, которые получали запчасти от производителей или их представителей в соседних странах.
«У каждой страховой компании статистика своя по моделям, кого они берут, кого не берут. В категорию рисковых теперь попадают не только автомобили, которые часто попадают в дтп и на которые всегда был более дорогой тариф, как, например Subaru Forester. Сейчас этот список расширился до неограниченного количества марок потому что большая часть запчастей импортная», – говорит Василий Зуев.
В страховой компании «Росгосстрах» рассказали, что запланированное Банком России расширение тарифного коридора в ОСАГО можно назвать минимально достаточным для страхового рынка в сложившейся ситуации.
«Границы коридора планируется расширить на 26% в обе стороны в то время, как рост стоимости запчастей с конца февраля составил уже 28% и это, скорее всего, не предел. Тем не менее, такое решение ЦБ позволит сегменту ОСАГО хотя бы вернуться к той ситуации, которая была в начале года. Тогда вопрос недостаточности тарифа в ОСАГО тоже уже был актуален для страхового рынка, но не стоял так остро, как сейчас.
В то же время предполагаем, что благодаря решению Банка России должна уменьшиться доля, если можно так выразиться, недотарифицированных страхователей, а значит, больше автомобилистов страховщики, и «Росгосстрах» в том числе, будут оставлять на собственном удержании, и меньше — передавать в перестраховочный пул по ОСАГО.
Со своей стороны «Росгосстрах» после расширения тарифного коридора не намерен предпринимать однообразные решения, чохом увеличивая ставку для каких-то регионов или категорий. Как и в предыдущие месяцы для каждого автомобилиста будет рассчитываться его персональная базовая ставка, исходя из его индивидуальной совокупности рисков. Просто эти расчеты будут вестись уже в пределах новых тарифных коридоров», – сообщили в пресс-службе.
Ранее BFM-Новосибирск рассказывал о параллельном импорте запчастей. В России научились обходить обходить запрет на официальные поставки, но появились новые проблемы: на рынок вышли дорогие детали сомнительного качества.