Войти в почту

Стоянки под Москвой оказались заполнены тысячами невостребованных авто

Подмосковные логистические терминалы забиты новыми иномарками. На парковках простаивают десятки тысяч машин. Их не развозят в салоны, потому что автодилеры еще не распродали свои старые запасы. Спрос на авто в России тем временем продолжает падать — особенно сильное снижение наблюдается в классе люкс, до 80%.

Стоянки под Москвой оказались заполнены тысячами невостребованных авто
© BFM.RU

Логистические терминалы, условно говоря, — огромные парковки, куда концерны отправляют свою продукцию перед продажей и распределением в салоны. По таким терминалам в Подмосковье проехались корреспонденты AutoNews, захватили дрон, чтобы поснимать с высоты. Каждый месяц они фиксируют, становится ли на стоянках свободнее — оказалось, что нет. На терминале холдинга «Авилон» — тысячи кроссоверов, на заводе Mercedes-Benz — почти тысяча моделей, терминалы корейских иномарок Kia и Hyundai, на 10 тысяч мест — также почти заполнены. Очень много китайцев, продукции концернов Haval и Great Wall — не менее 10 тысяч.

Получается, дефицита новых машин нет — все эти иномарки были закуплены еще до февральских событий. Потом было паническое повышение цен со стороны импортеров. То, что стоит у автодилеров, закуплено уже по новой стоимости, и они не хотят теперь все откатывать и терпеть убытки, поясняет обозреватель портала Autonews Михаил Конончук.

Михаил Конончук обозреватель портала Autonews «Да, по идее, сейчас у нас доллар упал до 50, да, по идее, можно бы эти цены откатить обратно, но даже если сейчас все представительства дружно скажут — «Ребята, мы откатываемся на уровень конца 2021 года по ценам» — у дилеров все равно останутся те машины, которые они успели купить по новым ценам. И тут как бы логично подумать о том, что раз если у нас курс упал, значит представительствам неплохо бы скинуть цены обратно, но им абсолютно незачем это делать, потому что тот запас машин, который сейчас есть в этих распределительных центрах, эти десятки тысяч Kia, Hyundai и так далее — совершенно не факт, что они будут пополнены в ближайшее время».

Все-таки десятки тысяч застрявших на терминалах машин — это небольшой процент от общих продаж до февральских событий, когда уходило по 150 тысяч штук в месяц. А уверенности, что запасы пополнятся, нет. Вот автодилеры и не хотят сбрасывать цену на то, что стоит в салоне, а водители не хотят брать по такой стоимости. Образовалась условная «пробка» из дорогих авто, которая не пускает на рынок более дешевые модели с тех самых терминалов. «Пробка» все равно рано или поздно рассосется, а пока игроки ожидают развязки и корректировок курса валют, отмечает автоэксперт Артем Бобцов:

— Сейчас цены в автосалонах находятся на пиковых значениях и не снижаются. Дело в том, что большинство автопроизводителей рассматривают текущую ситуацию как некую бесконечность и предполагают, что это последние автомобили, которые сейчас находятся на складах, которые они смогут, по крайней мере, в этом году в Россию привезти или продать. Поэтому пользуются моментом и просто зарабатывают.

— Уйдут ли эти машины без скидки?

— Да, они уйдут, мы видим по статистике продаж апреля и мая, Hyundai продается, грубо говоря, в месяц по 3 тысячи автомобилей. То есть, даже несмотря на заоблачные текущие цены, все равно небольшие продажи есть.

На этом фоне авторынок России продолжает падать. За май было продано 24 тысячи машин, падение год к году в шесть раз. Особенно страдает люкс — его продажи теперь можно считать на пальцах: сокращение в мае — до 80%, следует из подсчетов агентства «Автостат». За месяц продано всего 18 люксовых иномарок. Лидером продаж стал Rolls-Royce — шесть проданных штук. У Maserati и Ferrari — по три автомобиля. У Bentley и Lamborghini — по два, а у Aston Martin и российского бренда Aurus — по одной штуке. Поведение премиум-покупателей тоже изменилось, отмечает директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» Александр Кустов:

— Связано это с доступностью автомобилей по всем премиальным да и по люксовым брендам. Очень ограниченные склады, и есть информация практически от всех дистрибьюторов, что в ближайшее время поставки не возобновятся. Поэтому дилеры не спешат продавать быстро автомобили, которые у них есть в небольшом количестве, растягивают максимально запасы, продавая машины без дисконта.

— Есть еще мысль, что с запчастями на люксовые авто в России все очень печально — гораздо хуже, чем на ходовые марки.

— Да, есть такой тренд. Есть категория людей, мы их видим, которые приходят, сдают в зачет автомобили более дорогие и пересаживаются на что-то более бюджетное. Так как они столкнулись с тем, что запчастей не найти.

Все внимание пока приковано к очередным облегченным версиям от «АвтоВАЗа». Вслед за Lada Granta Classic без ABS и подушек безопасности, зато с двигателем «Евро-2», появится «упрощенная» Lada Niva Travel. Старт продаж, как выяснили журналисты, намечен на август. Чем модель будет отличаться от обычной версии — пока неясно, но могут все сделать по аналогии с «Грантой».

По данным Росстата, падение производства легковых автомобилей в России в мае составило почти 97% год к году.