Новости автомира: почему дешевеющая на внутреннем рынке нефть не тянет за собой цены на АЗС

По данным , в России с мая падают внутренние цены на нефть, газ, уголь и топливо. Это происходит на фоне их стабильно высоких мировых котировок и тенденции скорее к росту, а не к снижению.

Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Сразу стоит обозначить, что речь идет об оптовых ценах производителей. Например, добытчиков нефти или нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), выпускающих бензин. В идеале снижение цен на их товар должно было вызвать аналогичное удешевление продукции на розничном рынке. Но этого не происходит. За май и июнь бензин в рознице подешевел только на 0,3%. Для сравнения, в мае по сравнению с апрелем при поставках на внутренний рынок цены производителей снизились на нефть - на 33,7%, а на бензин - на 10.1%. В июне, по сравнению с маем - еще на 8,9% и 1,3%, соответственно. То есть, предположим, если бочка нефти в апреле в России стоила 100 долларов, то в мае ее цена была уже - 66,3 доллара, а в июне - 60,4 доллара. При этом цены на бензин за этот период в рознице снизились только на 17 копеек, с 50,74 рубля до 50,57 рубля за литр.

Причина такой разницы в особенностях фискальной системы и механизмов ценообразования на розничном рынке топлива, электроэнергии и газа. Тарифы на электричество и газ регулируются государством, а АЗС почти весь прошлый год работали в убыток, сдерживая рост цен, и сейчас не стремятся снижать стоимость вслед за оптом. К тому же, по последним данным ИГ "Петромаркет", рентабельность продажи летнего дизеля на российских заправках по-прежнему находится в отрицательной зоне, то есть приносит убытки.