Дорожные камеры хотят отдать в «единое окно»
Обжалование штрафа с дорожной камеры нужно упростить и разрешить проводить разбирательство по месту жительства предполагаемого нарушителя. Количество предупреждающих о камерах знаков должно быть больше, а порядок работы комплексов следует утвердить законодательно. Причем работу нужно построить по принципу «единого окна», которым может стать МВД. «Парламентская газета» изучила предложения экспертов.
Кто за что отвечает
Четких правил размещения дорожных камер сейчас нет. Непонятно, в каких местах их нужно устанавливать, нужно ли ограничивать такие места или частоту расстановки камер. Требуется четкое законодательное регулирование этого вопроса, уверены в Общественной палате РФ. Об этом говорится в направленных накануне членами ОП рекомендациях Правительству, Минтрансу, МВД и Росстандарту.
Поскольку работу комплексов фотовидеофиксации сейчас регулируют разные ведомства, в их действиях нередко наблюдается рассогласованность, отметили в ОП. ГОСТы на дорожные камеры разрабатывает Росстандарт, расставляет комплексы ГИБДД, контролирует — прокуратура, а фискальные функции — еще и ФАС, Минтранс отвечает за нормативно-правовое регулирование дорожного движения.
«Не умаляя важность функций каждого ведомства, считаем нужным установить «единое окно», которое бы отвечало за дорожные камеры в комплексе и куда могли бы по соответствующим вопросам обращаться люди. Правильно, если это будет МВД», — сказал «Парламентской газете» член ОП Александр Холодов.
Общественники предложили упростить обжалование штрафов, которые выписывают в автоматическом режиме. В частности, дать водителям возможность делать это по месту жительства. «Сейчас системы массовых отмен штрафов нет. Даже если установлено, что комплекс на дороге работал неправильно, каждый водитель должен сам разбираться в ситуации, — отметил Холодов. — Подать претензию можно через портал госуслуг, но если нарушение зафиксировали в другом регионе, придется ехать туда, чтобы защитить свои права».
Как только кабмин утвердит правила размещения дорожных камер, необходимо провести аудит уже работающих комплексов, добавил Александр Холодов. По его мнению, сейчас не хватает дорожных знаков, которые бы предупреждали водителей о контроле за движением — их должно быть раз в 50 больше.
О камере напомнит навигатор и специальный знак
С 1 сентября 2021 года из ПДД исключили знак «Фотовидеофиксация», введя вместо него знак с аналогичным названием и таким же изображением, но с другим функционалом. Старый знак устанавливали перед всеми камерами на дорогах, а новый — информирует о том, что фиксация нарушений производится на данном участке дороги. То есть теперь водитель увидит его один раз, при въезде в населенный пункт.
В Москве же, например, предупреждающих знаков может не быть вовсе — только при въезде в город, объяснил «Парламентской газете» специалист по дорожным камерам Григорий Шухман. «Любое предупреждение способствует снижению количества нарушений и аварий, поэтому информировать водителей нужно, если мы преследуем эту цель», — сказал эксперт.
Главная функция дорожных камер — профилактика нарушений и ДТП, а не сбор денег с водителей, согласился член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Дмитрий Вяткин. О видеофиксации сегодня сообщают и навигаторы в телефонах, и антирадары, напомнил депутат. «Предупреждающие знаки тоже не будут лишними, вот только, проезжая камеры, водители зачастую вновь начинают ехать так, как им хочется. Поэтому нужно соблюсти баланс, чтобы все-таки сохранить профилактическую функцию видеофиксации», — прокомментировал Вяткин.
Как получить штраф два раза
Законопроект, обязывающий кабмин установить требования к дорожным камерам и к полученным с их помощью материалам, в прошлом году внесли в Госдуму сенаторы Ирина Рукавишникова, Андрей Клишас и Андрей Турчак. В декабре документ приняли в первом чтении и объявили сбор поправок. В думском Комитете по госстроительству планируют их рассмотреть осенью и дать дальнейший ход законопроекту.
Пока правоприменителям приходится руководствоваться рекомендациями и нормами, установленными в некоторых регионах, отметил представлявший законопроект в Госдуме Дмитрий Вяткин. При этом количество штрафов, выписанных по результатам работы дорожных камер, с каждым годом увеличивается: в 2020-м их было 145,5 миллиона, в 2021-м — уже 160,7 миллиона.
В июле глава МВД Владимир Колокольцев принял решение прекратить использование ручных радаров дорожными инспекторами, сообщала пресс-служба ведомства. «Причину не объяснили ни технически, ни юридически, — прокомментировал нововведение Григорий Шухман. — Непонятно, как теперь будут лишать прав за превышение скорости на 60 и больше километров в час и за повторные нарушения, ведь при автофиксации комплексом возможен только штраф».
Остаются неразрешенными и множество других вопросов. Например, пересекающиеся зоны контроля. В практике Шухмана был случай, когда тягач с прицепом оштрафовали дважды на одном участке дороги, поскольку в одну сторону работала одна камера, а в противоположную — другая, а номера у тягача и прицепа — разные.
«ГИБДД в каждом случае исходит из целесообразности: хочу — считаю фиксацию автоматической, хочу — нет, хочу — обозначаю камеру на дороге, хочу — нет, хочу — контролирую одну зону двумя камерами. При этому суды людям скидок на дают», — сказал эксперт.
В Общественной палате ожидают в ближайшее время получить ответы ведомств, в адрес которых направили рекомендации. По словам Александра Холодова, с тем, что единые правила работы дорожных камер нужны, все более-менее согласны. Осталось их разработать и принять.