Самокатные войны укатились в Сибирь. Кто тормозит стремительное развитие кикшеринга в России

Второй год в России бушуют конфликты между кикшеринговыми фирмами и региональными властями. В этом сезоне почти все горячие точки на карте экспансии этих сервисов — в Сибири. Дело доходило чуть ли не до драк между чиновниками и представителями компаний. При этом кикшеринг — редкая в 2022 году ниша в российской экономике, которая растёт стремительными темпами. Как отличился Новосибирск Самая сложная и скандальная ситуация сложилась в столице Сибири. Ещё в 2021 году местная мэрия оформила соглашение с крупнейшими игроками — Urent и Whoosh. В нём прописали, где компании должны ограничить скорость самокатов, а где — вовсе запретить. Также там говорилось, что бизнес должен утвердить в мэрии участки под парковки. В апреле 2022 года чиновники заявили, что компании проигнорировали последний пункт, и пригрозили изъять самокаты, которые стоят не там, где надо. От угроз к действию они перешли в мае. Во время одного из рейдов между сотрудниками администрации и фирмы Urent даже произошла стычка. По версии мэрии, региональный директор компании якобы взломал замок «газели» и вынул уже изъятые самокаты, при этом «получил телесные повреждения» замглавы Октябрьского района города, пытавшийся ему помешать. В компании же говорили, что, наоборот, их сотрудник травмировался при попытке должностного лица забрать из его рук ешё не опечатанный самокат. Параллельно неприятности для кикшеринговых компаний пришли по линии ГИБДД. Их клиентов начали штрафовать за езду без прав, а транспортные средства — отправлять на штрафстоянку. К концу июля эвакуировали более 200 электросамокатов. Сотрудники ГИБДД ссылаются на то, что самокаты, мощность которых составляет более 0,25 киловатт, считаются мопедами, поэтому для них нужны права категории М. Urent заказал независимую экспертизу, которая показала, что мощность самокатов ниже и права для управления ими не требуются. Компания обратилась в прокуратуру для проверки законности действий полиции. Разбирательства с мэрией же перетекли в суд: Urent и Whoosh обменялись взаимными исками с горадминистрацией. Мэрия настаивает, что компании нарушают правила размещения парковок, так как расставляют их, согласно иску, «без разрешений на использование земель». В качестве обеспечительной меры кикшерингам уже запретили размещать парковки ближе 5 метров к пешеходным мостам и подземным переходам, а также ближе 15 метров к станциям метро. Власти требуют обязать кикшеринги платить неустойку в 100 000 рублей за каждый факт размещения самокатов в неустановленных местах. По сути, суд запретил ездить и парковаться везде, где мэрия не дала соответствующего разрешения. В ответ на это Whoosh и Urent подали подали по четыре иска к администрации города, чтобы обжаловать эти ограничения. «Мы соблюдаем обеспечительные меры суда, самокаты Urent можно сейчас парковать только в ключевых согласованных местах — это уже более 300 парковок в городе. Но инициатива мэрии противоречит самой идее развития кикшеринга как городского транспорта, для этого нужны сотни парковок по всему городу, чтобы люди могли начинать и заканчивать поездки там, где это для них удобно», заявили в Urent. Судебное разбирательство продолжается. Проблемы в других городах Сибири Похожая история разворачивается в Омске. В апреле там начал работать Whoosh — и представители муниципалитета вскоре заявили , что компания разместила свои электросамокаты в городе незаконно, без разрешения и конкурсных процедур. Власти приравняли парковки самокатов к прокатным точкам, за которые нужно платить. Сервис был не против, но подписать соглашения об аренде его обязали с каждым округом отдельно. С такой практикой бизнесмены ещё не сталкивались и попросили дать разъяснения — как, с кем и за сколько. По данным компании, ответа они так и не получили. А мэрия начала обклеивать стоящие по городу самокаты бумагами с распоряжением «О вывозе самовольно размещённого движимого имущества». Только после личной встречи мэра Омска Сергея Шелеста и заместителя гендиректора Whoosh Серегея Лаврентьева стороны договорились выстроить «рабочие отношения». А в Красноярске решили ещё раз ужесточить правила для кикшеринга. В 2021 году там уже прописали порядка 20 мест с ограничением скорости в 20 км/час. В этом году планируют увеличить число таких мест, а скорость снизить ещё сильнее, до 15–17 км/ч. Но это не всё. «Городские власти пытаются две тысячи самокатов разместить в специальных стойках, проводя торги, — возмущались в местном сервисе EcoPlus. — Если сложить все места, которые город планирует выделить, — получится около 100 парковочных мест, которые выиграет одна компания. Перспективы таких решений — уход из города крупных компаний и повышение цен. Сейчас минута проката стоит примерно 4–6 рублей, а будет 8–9». Холодно встречают инвесторов не только в Сибири. В Саратове с начала лета пытаются урегулировать вопросы движения электросамокатов по улицам. Чиновники подготовили соглашение с бизнесом, однако пресс-служба города сообщила , что представители компаний «не пошли на сотрудничество с органами власти». По словам представителей кикшеринга, соглашение «давало неограниченную власть над бизнесом», поэтому они не хотят его подписывать. Почему сторонам так сложно договариваться Гонения на кикшеринг по всей России начались в 2021 году. Тогда СМИ облетел целый ряд громких инцидентов с участием водителей электросамокатов. Многие из них завершились травмами и даже гибелью. Из-за этого кикшеринг стал восприниматься как опасный для жизни транспорт. В 2022 году ситуация ещё хуже. За первое полугодие по всей стране произошло 370 зарегистрированных ДТП с участием электросамокатов, моноколес, гироскутеров, сегвеев. Это на 174% больше, чем за то же время в прошлом году. Число погибших удвоилось (до 6 человек), раненых стало больше на 177%. ДТП с участием водителей электросамокатов в 2022 году В Могилёве на регулируемом пешеходном переходе водитель Volkswagen сбил электросамокат, на котором ехала 42-летняя женщина со своей двухлетней дочерью. Девочка пострадала, её госпитализировали. В Ангарске женщина на самокате на пустой дороге столкнулась с 6-летним мальчиком на велосипеде. У него — разрыв селезёнки. Житель Нижнего Новгорода катался с ребёнком на электросамокате, упал и лишился почки. Несовершеннолетний не пострадал. В Екатеринбурге 26-летний мужчина упал с самоката под колёса «газели». Она задавила его насмерть. В городе Бутурлиновке Воронежской области два мальчика 9 и 11 лет ехали по проезжей части и не уступили дорогу автомобилю. Оба получили серьёзные травмы, старший скончался в больнице. Проблема в том, что про электросамокаты не говорится ни в ПДД, ни в федеральных законах (об этом «Секрет писал ещё в 2021 году). Осенью 2020 года Минтранс предложил внести поправки в ПДД, которые ввели бы понятие средств индивидуальной мобильности (СИМ). МВД предлагало отнести к этой группе электро- и обычные самокаты, гироскутеры, сегвеи, моноколеса, скейтборды и ролики. Идея была в том, чтобы прописать, где и как можно и нельзя ездить на СИМах. Однако ни этой, ни других поправок в ППД до сих пор не внесли, статус человека на самокате в городе чётко так и не определён — юридически он всё ещё считается пешеходом. Компании ждут поправок в ПДД, которые введут в правовое поле понятие СИМ и разграничат маломощные самокаты кикшеринга и более скоростные частные устройства, для которых требуются права, сказал «Секрету» гендиректор сервиса кикшеринга Urent Иван Туринге, вспомнив кейс с новосибирским ГИБДД. «Главная проблема — отсутствие общих правил для этого вида мобильности: помимо шеринговых самокатов которые имеют ограничение скорости и снижают скорость в многолюдных участках, есть частные самокаты, которые разгоняются быстрее, никак не ограничены по скорости и мощности и в принципе никак никем не контролируются», — считает Туринге. С этим согласны и другие участники рынка. В кикшеринге Lite отметили, что ожидают правовое регулирование в следующем году. «Большинство разногласий возникают по вопросам использования инфраструктуры города и обеспечения безопасности пешеходов и пользователей. По опыту мы видим, что чаще всего администрации городов и операторы находят компромисс и кикшеринг продолжает свою работу. Это естественный процесс, когда речь идёт о новом явлении, — аналогичный путь в свое время проходили сервисы каршеринга»,— сказали «Секрету» в пресс-службе сервиса. Но даже если электросамокаты появятся в ПДД, это решит только часть проблемы. Как быть с теми же парковками, каждому городу и дальше придётся решать самостоятельно. Многие уже утрясли эти вопросы — после прошлогодних скандалов в Санкт-Петербурге и других городах в 2022 году конфликты между чиновниками и сервисами кикшеринга там не возникали. Между тем такие конфликты влияют на развитие отрасли негативно, но не критично, полагает эксперт по кикшерингу и каршерингу, главред издания «Трушеринг» Полина Волкова. По её словам, основными проблемами для развития отрасли стали несовременность бюрократии на местах и нагнетание истерии в СМИ и соцсетях. «Единые правила для операторов кикшеринга во всех регионах едва ли могут быть приняты. В целом любой город всегда может обратиться к позитивному примеру Москвы и сделать по образу и подобию. Но желания так сделать нет, потому что нет понимания зачем», — считает Волкова. Как устроен кикшеринг в Москве На московском рынке в сезоне-2022 года три крупных игрока (Urent, Whoosh, «Яндекс»). Столичные власти выделили каждому квоту в 15 000 самокатов и субсидии (в 2021 году — на 75 млн рублей ). Правительство Москвы интегрирует кикшеринг в систему общественного транспорта. Например, увеличивает число парковок для самокатов вблизи метро и остановок общественного транспорта, интегрирует сервисы в собственное MaaS (концепция отказа от личного транспорта в пользу общественного, проката и шеринга) приложение «Московский транспорт». На территории парков, а также в зонах с плотным потоком пешеходов и на проблемных участках дорог действуют «медленные зоны», где прокатные самокаты автоматически снижают скоростьдо 15 км/ч. Также эксперты обращают внимание, что властям придётся принять решение о формате парковок для шерингов. «Либо это будет московская система, где места паркования арендных самокатов определяются правительством Москвы, либо это парижская система, где самокат можно оставить в любом месте на территориях общего пользования, будь то проезжая часть, тротуар или газон», — уточняет директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. Как растёт этот рынок и почему санкции его не остановили Аналитики «Финам» отмечают , что развитие кикшеринга в России идёт крайне активно: в 2021 году рынок вырос на 240%, а общий флот операторов составил 100 000 — 110 000 самокатов. При этом число городов присутствия за тот год выросло втрое, с 30 до 90. «Отечественный рынок существенно меньше по сравнению со странами Европы — в России на 1000 человек в крупных городах приходится от 1 до 2,5 шерингового самоката, тогда как в ЕС этот показатель в среднем равен 5, однако имеются и города, где значение составляет более 10. Такие данные указывают на высокий потенциал дальнейшего развития», — говорится в их анализе. Даже в нынешней экономической ситуации кикшеринг остаётся одним из немногих растущих рынков, отмечает Иван Туринге. По его оценке, в 2022 году ёмкость этой бизнес-ниши вырастет приблизительно вдвое — по деньгам и размеру аудитории. Рост числа поездок фиксируют и в шеринге Lite. «С марта по июль 2022 года наши пользователи совершили более 1 млн поездок. По сравнению с прошлым годом количество поездок выросло в 2,3 раза», — отметили в пресс-службе. Там добавили, что наибольшее число поездок наблюдается в городах, где кикшеринг только запустился. В отдельных городах спрос даже превышает предложение: на один электросамокат может приходиться 12 аренд за сутки при среднем показателе около 5–6. По оценкам Whoosh, к 2024 году количество пользователей услугами кикшеринга в России увеличится с 12 млн до 45 млн человек, число поездок вырастет с 55 млн до 230 млн, а объём рынка будет составлять 37 млрд рублей против 9 млрд в 2021 году. Насыщения по числу электросамокатов пока достиг только один город России — Адлер, говорит Туринге. Парк самокатов там уже не растёт, однако продолжает увеличиваться число поездок. «В то же время осталось довольно много городов с населением более 100 000 человек, где кикшеринга ещё нет и самокаты, как доступный вид транспорта, будут востребованы», — добавил Иван. Пока этот рынок завоёвывают крупные федеральные игроки, возможность для развития региональных шерингов практически отсутствует, считает Полина Волкова. «Конкурентного преимущества у региональных игроков перед большими нет. Развиваться можно там, где пока их нет», — говорит она. Антироссийские санкции практически не сказались на динамике рынка, говорят его игроки. По его словам, сейчас компания печатает часть деталей на 3D-принтерах в России, а также изучает возможность закупки российских аккумуляторов. Кроме того, отчасти рынок кикшеринга в России растёт благодаря экономической обстановке — развивается внутренний туризм, сокращаются возможности для развлечения, дорожают авто и такси, перечисляет Иван. В Lite уточнили, что столкнулись с перебоями в поставках запчастей, в частности GPS-модулей, однако это было связано с перестройкой логистических цепочек. «Незначительные задержки не отразились на пользователях, запасов комплектующих на складах достаточно, чтобы обеспечить эффективную и безопасную работу», — уточнили в пресс-службе. При этом в компании оговорились, что в долгосрочной перспективе избежать роста цен, скорее всего, не получится. Как меняется роль кикшеринга в России По словам экспертов, кикшеринг из развлечения постепенно превращается в часть транспортной системы городов. «Он становится привлекательным видом транспорта для преодоления коротких дистанций, например, от станции метро до офиса», говорит гендиректор фонда «Транспортные инновации Москвы» Андрей Попов. «Кикшеринг добился многого как способ развлечения, но по-настоящему он раскроется только как транспорт последней мили , — уверена Полина Волкова. — Вся статистика показывает , что мы к этому уже идём: операторы фиксируют всё больше поездок по транспортному сценарию, их давно больше половины». При этом эксперты отмечают, что в этом плане перед рынком также стоит ряд проблем. Одна из главных — состояние инфраструктуры. «Если человеку удобно доехать на самокате до метро, он предпочтёт самокат душному автобусу, но если впереди колдобины, много лестниц, нерегулируемые переходы, а потом нет парковки для самоката, то оно того не стоит», — считает Волкова. Её поддерживает и Андрей Попов. «Качество городской среды — якорный драйвер развития кикшеринга». И если в Москве с этим всё в порядке, то в других городах не всё так гладко — в прямом смысле слова. Среди основных рисков отрасли аналитики «Финама» называют сокращение реальных располагаемых доходов населения и законодательное регулирование. Притом последний они называют самым опасным. И если без него пробуксовка происходит локально — в Новосибирске, Омске и т. д., — то при определённых ограничениях на федеральном уровне (например, запрете двигаться по тротуарам и подобным ограничениям) перспективы бизнеса по всей стране будут уже не такими радужными. Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Okai Vehicles, Sharon McCutcheon

Самокатные войны укатились в Сибирь. Кто тормозит стремительное развитие кикшеринга в России
© Секрет Фирмы