Войти в почту

Становление легендарного советского мотороллера «Вятка» ВП-150

В СССР производились мотороллеры «Вятка», «Электрон», «Тула», «Турист», «Тулица» и «Муравей». Все они находили своих потребителей, но первенцем стала легендарная «Вятка» ВП-150.

Становление легендарного советского мотороллера «Вятка» ВП-150
© Car.ru

Первое поколение названного мотороллера выпускали в период с 1957 по 1966 годы на производственных площадях Вятско-Полянского машиностроительного завода «Молот». По дизайну данное двухколёсное транспортное средство является копией итальянского мотороллера Vespa 1955 года выпуска.

Советский скутер имел хороший ресурс, некоторые экземпляры эксплуатируются уже 50-56 лет. Поклонники данного бренда восстанавливают свои мотороллеры. Самым важным моментом является сохранность родного двигателя, а также элементов кузова. Больше всего изнашивается правая боковина (кожух), которая закрывает мотор.

886334b1c758fdf0b0386f00eaa22c3f_w650.jpg

Изначально итальянские инженеры-конструкторы, проектировавшие мотороллер Vespa, отказались учитывать традиции мотоциклостроения. В основе у них стоял авиационный принцип – совмещение функций и отказ от всего лишнего. Vespa и её копия – «Вятка», не имеют рамы, эту роль играет несущий кузов. Панели сделаны путём штамповки, далее их соединили точечной сваркой.

88eb83a247e609733ed1fe578d38b660_w650.jpg

Двигатель имеет горизонтальное расположение цилиндра. Объём камеры сгорания итальянского ДВС в модернизированном варианте составлял 125 куб. см, мощность находилась на уровне 4,0 л. с. при максимальных 4500 об/мин. Мотор сопрягался с 3-скоростной МКПП, причём передачи имели механизм переключения на руле.

Советские конструкторы сняли мерки с Vespa и изготовили чертежи.

Они усилили конструкцию мотороллера, чтобы установить мотор с рабочей камерой 150 куб. см мощностью 5,5 л. с. Было повторено техническое решение итальянцев – посадить ведущее колесо на хвостовик вторичного вала коробки передач.

7a528dc4095ac86a654aa585d4fad41a_w650.jpg

Колёса у Vespa имели консольное крепление, их конструкция состояла из двух половинок. Специальный кожух закрывал мотор, который закрепили справа от ведущего колеса. Слева для симметрии разместили такой же кожух, в нём находилось запасное колесо, бензобак перенесли в заднюю часть. Советская «Вятка» ВП-150 получила такие же узлы.

Три первых «Вятки» собрали осенью 1956 года, конвейер запустили в 1957 году и к концу декабря собрали 1668 экземпляров. В 1961 году выпустили 100-тысячный мотороллер.

В декабре 1965 года «Вятка» прошла глубокую модернизацию и получила наименование «Электрон». Новинка имела другой дизайн и электронное зажигание.

И первая, и усовершенствованная модели производились параллельно, далее первую версию сняли с производства. В конце 1966 года на поток поставили скутер «Электрон».

По заводским данным, с января 1957 года по январь 1967 года выпустили 290 467 «Вяток» ВП-150. Первый советский мотороллер оказался неприхотливым в эксплуатации, он потреблял бензин А-72 (совместно с маслом).

«Вятка» ВП-150 сослужила свою службу. Выпускались также две трёхколёсные грузовые версии – бортовая и фургон.