Войти в почту

В Новосибирске автовладельцы стали чаще судиться из-за недостаточных выплат по ОСАГО

Новосибирские юридические компании регистрируют рост числа обращений автовладельцев, которым для ремонта машины не хватает выплат по ОСАГО. Всё чаще максимально возможной суммы в 400 тысяч оказывается недостаточно на восстановление даже не самых дорогих автомобилей. BFM-Новосибирск приводит одну из недавних историй с ДТП и комментарий юриста.

В Новосибирске автовладельцы стали чаще судиться из-за недостаточных выплат по ОСАГО
© Bfm.ru Новосибирск

Житель Новосибирска Фёдор Козорез попал в ДТП в республике Алтай в июле 2022 года. Он ехал по трассе на своем автомобиле Mercedes GL, и в него влетела Toyota Caldina. Как выяснилось позже, ее водитель уснул за рулем и поэтому оказался на встречной полосе. Федор Козорез получил серьезные травмы и до сих пор восстанавливается. Его автомобиль в результате лобового столкновения был сильно поврежден.

«Виноват водитель Toyota Caldina, там всё очевидно. В ГИБДД это сразу сказали, – рассказал BFM-Новосибирск Фёдор Козорез. – Сейчас проводится экспертиза, документы из страховой еще не получены. Но уже ясно, что даже максимальной суммы, которую могут выплатить по ОСАГО – 400 тысяч – не хватит, чтобы восстановить автомобиль. Он сейчас стоит на стоянке. По предварительной оценке специалистов, на ремонт потребуется порядка 800 тысяч, возможно даже больше. И чтобы попытаться получить эти деньги, мне придется обращаться в суд. Скорее всего, окажется, что у виновника ничего нет, и он не выплатит нужной суммы, на него просто «повесят» исполнительный лист. Это очень странная и несправедливая ситуация: я пострадал, и у меня же начинаются проблемы. Мы постоянно слышим, что тариф ОСАГО недостаточный. Но у меня есть опыт вождения в Германии. На время отпуска я несколько лет назад оформлял там временную страховку. Могу сказать, что тариф сопоставим с нашим ОСАГО. Но суммы страховых выплат там совершенно другие: до 1 млн евро выплаты за поврежденный автомобиль. То есть в Германии страховые компании как-то справляются с нагрузкой, а в России – нет».

Юристы говорят, что таких историй становится все больше. Страховых выплат не хватает на ремонт как люксовых авто, так и машин средней ценовой категории.

«Допустим, автомобиль стоит 2-3 миллион рублей, то, конечно, в случае серьезного ДТП не хватает страховой выплаты на ремонт. Но мы видим похожие эпизоды с машинами, которые стоят 500-600 тысяч рублей, – сообщила BFM-Новосибирск управляющий партнер юридической консалтинговой компании «Юсконсалт» Евгения Бондаренко. – Даже если относительно дешевый автомобиль попадает в лобовое столкновение, то тут тоже велик риск того, что не достаточного будет выплат по ОСАГО. Он пойдет на запчасти, потому что ремонт оказывается слишком дорогим. Бывает так, что надо заменить две детали, а это выходит уже 600 тысяч рублей. Запчасти всегда были дорогими, а сейчас они стали еще сильнее подорожали. Поэтому ситуация обостряется».

Юристы объясняют, что в случае Фёдора Козореза, как и в других подобных историях, только один путь – обращаться в суд. Если у ответчика официальный доход небольшой, то взыскание может длиться годами. Но иногда срабатывают ограничительные решения (например, запрет на выезд за границу), и тогда нужная сумма у должника находится.

Учитывая, что историй с длительными судебными процессами и взысканиями становится всё больше, юристы советуют автовладельцам очень внимательно относиться к оформлению документов при ДТП: фиксировать все повреждения, вызывать скорую помощь даже в тех случаях, когда травмы кажутся незначительными. Все справки и заключения в итоге становятся важными документами при обращении в суд.

Ранее BFM-Новосибирск писал о том, как подорожание запчастей скажется на тарифах ОСАГО.