Обеднел на ровном месте. Россиянам приходят бредовые штрафы с дорожных камер — как их обжаловать
В России почти не осталось сколь-либо значимых дорог, где за автомобилистами не подсматривает недружелюбный глаз дорожной камеры видеонаблюдения. К 2022 году они почти вытеснили сотрудников ДПС с их насиженных мест и лихо рассылают нарушителям штрафы за нарушения, обнаруженные нейросетью. Однако пока эта технология несовершенна, а искусственный интеллект нет-нет, да и даст маху. Тогда водитель с удивлением обнаруживает у себя в личном кабинете на «Госуслугах» штрафы за то, чего он никогда не делал, и далеко не всегда их можно легко опротестовать. Как быть, если камера тебе «шьёт» нарушение, как проверить обоснованность претензий от ГИБДД, как обжаловать штраф и как защитить свои права — разобрался «Секрет». Как работают дорожные камеры Официально дорожные камеры называются «комплексами фото- и видеофиксации» и действительно технологически представляют собой устройство намного более сложное, чем просто видеокамера. По сути, такой комплекс — это постоянно совершенствующееся соединение системы видеонаблюдения с нейросетью и скоростным радаром. В России такие камеры массово начали появляться на дорогах в 2008 году, когда утвердили федеральную программу по безопасности дорожного движения и признали данные с комплексов видеофиксации основанием для штрафов. Если раньше для того, чтобы выписать штраф, необходимо было участие инспектора ГИБДД и присутствие самого нарушителя, а фото и видео прилагались только как доказательства, то теперь нарушения фиксировали автоматически, система сама формировала квитанции на штраф. При этом на камеры распространилось положение о нештрафуемом пороге превышения скорости в +20 км/ч. Какие бывают дорожные камеры По принципу работы дорожные камеры делятся на: - радарные (помимо камеры есть радарный датчик, работающий на эффекте Доплера, — измеряет изменение частоты электромагнитной волны при отражении от движущегося автомобиля и через это вычисляет скорость его движения); - лазерные (работают по похожему принципу, но измеряют скорость отражения лазерного луча и часто ошибаются в плохих погодных условиях); - фото- и видеофиксации (измеряют скорость, анализируя, за какое время машина проехала наблюдаемый участок, а также фиксируют местоположение авто на дороге относительно разметки и знаков). По способу использования — на: - стационарные; - передвижные (т. н. треноги, связанные по радиоканалу с пультом управления в полицейской машине или пункте ГИБДД); - мобильные (устанавливаются в салоне авто для отслеживания неправильной парковки). Внешний вид камер постоянно модернизируют, чтобы эффективнее вписывать их в городскую среду и делать менее заметными. Например, дорожные камеры «Стрит фалькон», установленные в центре Москвы, маскируются под уличные фонари. За что могут штрафовать Современные комплексы, как правило, способны анализировать дорожную обстановку сразу по нескольким параметрам. Работающие в России камеры распознают около 20 видов нарушения ПДД, в том числе: проезд по парковочной разметке для объезда пробки; езду по обочине; пересечение сплошной разметки и заезд на островки безопасности; превышение средней скорости на некоем отрезке пути; выезд на выделенную полосу для общественного транспорта; непропуск пешехода; остановку на «вафельной» разметке на перекрёстках; проезд стоп-линии без остановки; остановку/стоянку на запрещённом месте; проезд на красный, движение задним ходом; пересечение сплошной, выезд на встречку; неоплаченную парковку; непристёгнутый ремень безопасности. В 2022 году уже начали устанавливать новые мощные комплексы, готовые фиксировать более 50 видов нарушений. Сейчас на российских дорогах работает около 20 700 комплексов фиксации нарушений, из которых свыше 17 000 — это стационарные камеры. С момента внедрения их количество из года в год только росло, но 2022 год стал первым, когда количество камер в России сократилось. Это связано с выводом из эксплуатации устаревших устройств — в перспективе их заменят на более современные, умеющие распознавать ещё больше фейлов водителей. Кроме того, старые камеры зачастую не соответствуют новому ГОСТу , по которому фотографии нарушения должны быть высокой чёткости. Когда камера ошибается Читая про развитие современных технологий, велик соблазн подумать, что очень скоро и на дорогах будут вкалывать исключительно роботы на радость человеку. Однако не всё так просто. Даже самые умные камеры, оснащённые самыми современными датчиками, могут ошибаться — пока уровень развития нейросетей не позволяет отдать им на откуп весь процесс. Впрочем, и сотрудники ГИБДД достаточно часто ошибаются в трактовках изображений с камер. Чаще всего такие штрафы отменяют при обращении, но всё равно эти «письма счастья» стоят водителям сил, времени и нервов. Нереальная скорость Неисправная камера может начать «привирать» в показаниях скорости, и опротестовать такие штрафы крайне сложно — придётся делать экспертизу самой камеры, на что обычно не идут, пока число жалоб не пойдёт на десятки. Впрочем, бывали случаи , когда возразить на претензии водителей было нечем — когда комплексы фиксации врали ну совсем безбожно. В частности, скорости более приличные самолётам, чем автомобилям, продемонстрировали , по версии камер, белгородские гонщики. Например, водитель за рулём бюджетного седана Huindai Solaris в 2020 году «разогнался» до 313 км/ч при максимально возможной для этой модели скорости в 193 км/ч. Другой белгородский водитель, владелец универсала Opel Astra, якобы ехал со скоростью 304 км/ч. А самое грубое нарушение скоростного режима камеры «зафиксировали» в Орле в 2016 году. Комплекс показал , что скромный Ford Focus двигался с гиперзвуковой скоростью 1418 км/ч. Правда, тогда штрафа водитель всё-таки избежал. Но пальму первенства по невезучести в камерном вопросе, пожалуй, можно отдать суровому новосибирскому автовладельцу. Он разогнался всего до 101 км/ч, зато сделал это, стоя в глухой пробке . Иногда нелепые штрафы приходят и с совершенно исправных камер. Например, в 2020 году штрафы за получения скорости приходили владельцам машин, «спешащих» куда-то верхом на эвакуаторе. Плата за тень Больше всего проблем из-за неправильно трактуемой тени возникает с камерами, которые фиксируют нарушение разметки — поворот не из того ряда и движение по обочине. Добросовестные водители знают, что штраф за переезд той же стоп-линии может прилететь, даже если за неё выступает бампер машины. Но мало кто готов к тому, что отвечать придётся даже за положение собственной тени. Однако такие штрафы автолюбителям приходят с завидной регулярностью. Самый резонансный случай произошёл в Москве на пересечении Липецкой улицы и МКАД. Водитель ехал на Honda CR-V, которая отбрасывала тень на обочину. Камера решила, что тень нарушает, но за неимением у неё номера оформила штраф на едущий рядом автомобиль. Отвечать за собственную тень, впрочем, автомобилисту не пришлось — жалобы в ГИБДД оказалось достаточно. Контроль салона В 2021 году в Москве начали активно внедрять камеры, умеющие штрафовать за непристёгнутый ремень безопасности или использование мобильного телефона за рулём. Распознать их можно по мощному ИК-прожектору, расположенному рядом с камерой и подсвечивающему красным приближающийся автомобиль. Но если в случае с местоположением машины всё-таки обычно всё более-менее ясно, то с тем, что происходит в салоне, даже с подсветкой порой не разберёшься. С этим связаны штрафы за непристёгнутого водителя или пассажира, когда ремень просто сливается с одеждой или прячется за воротник куртки. Кстати, один из первых таких штрафов водитель смог благополучно оспорить, обратившись в ГИБДД и предоставив более чёткие фотографии в этой же одежде с пристёгнутым ремнём. Но бывают и более абсурдные случаи. Например, штраф за непристёгнутого пассажира рискуют получить любители «одевать» свои кресла в прикольные чехлы с изображением людей. А штраф за использование мобильного телефона реально схлопотать, просто почесав голову . Или если смартфоном пользуется пассажир, сидящий «на месте водителя» в праворульной машине. Езда без номеров Иногда даже с зафиксированным нарушением непонятно, как быть и кому предъявлять претензии. Речь о случаях, когда транспортное средство двигается без номеров или с нечитаемыми номерами. Нередко в руки инспекторов при этом попадают фотографии самокатов или даже птиц, но бывает и так, что штраф приходит владельцам автомобилей, которых там и в помине не было, — просто по принципу «догадки». «Приходил штраф из Ростова-на-Дону, в котором меня не было, за "нечитаемый номер". Спросил у ГИБДД Ростова, как они могли определить, что это я, если номер нечитаемый. Через пару недель штраф исчез с сайта ГИБДД», — рассказал «Секрету» автолюбитель Ярослав Усенко. Парковка в пробке Машина, стоящая в пробке, запросто может получить штраф за остановку в неположенном месте. Как правило, так рискуют водители, двигающиеся по крайней левой полосе. Это произошло с московским водителем Mazda CX-5 в начале 2021 года. Он застрял в заторе на Неглинной улице и потом получил вежливую просьбу заплатить за незаконную парковку 5000 рублей. Обычно дорожные службы аннулируют такие постановления по обращению водителей, но это далеко не единичный случай, сигнализирующий, что что-то не то с самой системой. На камеру, расположенную на московской улице Малой Филёвской, автомобилисты жаловались несколько раз, потому что комплекс упорно выписывал неправильные штрафы за «стоянку» в пробке. А на Южнопортовой улице водитель получил «письмо счастья», просто застряв в очереди на платную парковку. С парковкой в целом связано немало случаев, когда показания камеры читаются весьма неоднозначно. Например, заезд на голую землю в городе иногда считается «наездом на зелёные насаждения», а парковку в кармане, отделённом от основной дороги узким тротуаром, камера может расценить как остановку под знаком «Остановка запрещена». Каждый такой случай необходимо рассматривать и доказывать отдельно. Умышленный подлог Грешить только на несовершенство технологии было бы несправедливо — человеческий фактор тоже играет серьёзную роль в вопросе необоснованных штрафов. Например, одного автомобилиста оштрафовали в Москве за движение прямо по ряду, из которого якобы можно было повернуть только направо. При этом на фото, приложенном к штрафу, оказался замазан знак, регулирующий движение на этом отрезке дороги. Проехавший ещё раз в этом месте автомобилист выяснил, что на месте белого прямоугольника красовался знак, разрешающий движение и прямо, и направо. Нередко сотрудники ГИБДД проворачивают такую схему: требуют остановиться под камерой, фиксирующей нарушения разметки. Пока у водителя проверяют документы, камера «выписывает» штраф за движение по обочине. Обычно в таких случаях люди предпочитают заплатить, чем бегать по инстанциям и доказывать злой умысел представителей правопорядка. Бывает, что камеры фиксируют происходящее правильно, но вот считать ли это нарушением — сложно понять даже из самих правил ПДД. Например, в Челябинске в 2022 году водителям стали массово приходить штрафы за проезд на жёлтый свет. При этом, пусть ПДД и рекомендуют останавливаться при горящем жёлтом сигнале светофора, пункт 6.14 всё-таки разрешает завершить движение через перекрёсток — это менее аварийная ситуация, чем экстренное торможение. Но для того, чтобы определить, законно или нет водитель проехал на жёлтый, требуется рассмотреть множество факторов — от скорости движения до типа шин на автомобиле. Как оспорить штраф? С таким количеством нестыковок в показаниях камер неудивительно, что российские водители очень быстро осваивают науку проверки и обжалования штрафов в ГИБДД. При этом многие считают, что с камерами и бюрократической системой бороться бессмысленно, а судиться — долго и дорого. Удручает и то, что в подобных административных делах водителю придётся доказывать, что он «не верблюд» и ничего не нарушал. На презумпцию невиновности можно не рассчитывать. По словам Марии Спиридоновой, члена Ассоциации юристов России, обязанность доказывать свою невиновность возникает, если административное правонарушение связано с дорожным движением и благоустройством территории. И — что самое главное — если это зафиксировано на те самые камеры видео- и фотофиксации нарушений. Так что некоторые предпочитают вымещать раздражение на бездушных железках — например, расстреливая их . Но большинство всё же идёт по более простому пути и начинает с обжалования штрафа. Подавать жалобу нужно в то ведомство, которое выписало постановление. Например, в столице — в Московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ), ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) (в других городах, соответственно, в компетентные органы) или ГИБДД. Это можно сделать в режиме онлайн на «Госуслугах», в системе ГАС «Правосудие», а для москвичей, оштрафованных МАДИ, есть опция в разделе «Услуги» на mos.ru. Пожаловаться на штраф от московского паркинга также можно c помощью сервиса «Автокод». Для всех этих опций нужно иметь регистрацию ЕСИА. Также можно жаловаться через электронную приёмную ГИБДД. Но важно понимать, что при выборе последнего варианта, в отличие от «Госуслуг», нет способа официально подтвердить свою личность, поэтому статуса официальной жалобы такое обращение иметь не будет. Визит в выписавшее штраф отделение ГИБДД (или МАДИ, если речь о штрафе за парковку в Москве) потребует от водителя дополнительного времени, но даст возможность лично объяснить свою версию событий, поэтому он остаётся самым эффективным. Правда, осмысленно это только в том случае, если вы получили штраф в своём городе, а не где-то на бескрайних дорогах России. Сколько времени даётся на обжалование? На то, чтобы оспорить штраф за нарушение ПДД, у водителя в общей сложности 10 дней. При этом с «письмами счастья» на «Госуслугах» есть важный нюанс: если вы давали согласие на отказ от бумажных уведомлений, отсчёт срока на обжалование начинается на следующий день после пересылки постановления о штрафе в ваш личный кабинет. Если не давали, то штраф считается доставленным только с момента, когда вы зайдёте на «Госуслуги». Но последнее должно произойти в течение семи дней после отправки постановления, в противном случае электронную копию протокола всё равно продублируют бумажным письмом. Так что проверять раздел «штрафы» в своём личном кабинете стоит регулярно, чтобы не упустить момент. Если подать ходатайство в установленный срок, постановление о штрафе не вступит в законную силу, пока не закончится разбирательство по нему. Но, если по каким-то причинам время на обжалование вышло, можно приложить к основной жалобе ходатайство с просьбой восстановить пропущенный срок. Не факт, что его удовлетворят, но, если причины просрочки были весомые, срок разбирательства по делу могут продлить. Несмотря на положенные по закону 10 дней, со сбором доказательств лучше не затягивать. Например, записи с наружных камер наблюдения могут храниться всего пару дней, и даже собственный видеорегистратор может подвести и записать что-то поверх нужного момента, если вовремя не спохватиться. Не стоит бояться апеллировать и к первоисточнику — фото- и видеосъёмке на серверах ГИБДД. Немногие знают, что там фотографии хранятся в намного более высоком качестве, чем те, что приходят вместе с копией постановления. Так что можно попросить совместно изучить их, чтобы разобраться в том, есть ли тут, за что штрафовать. А иногда сам факт обращения даёт возможность отменить штраф по причине неустранимых сомнений. Как составить жалобу По словам юриста Марии Спиридоновой, для того чтобы обжаловать дорожный штраф, водителю потребуется максимально точная и уверенная защита в свою пользу, грамотное руководство ПДД и обстоятельствами дела. Если он достаточно убедительно аргументирует свою позицию, борьба с системой может закончиться уже на этапе первого обращения в ведомство, выписавшее штраф. Жалобу пишут в свободной форме, прилагая к ней все доказательства невиновности и разъяснения обстоятельств, которые посчитают нужными. При этом стоит указать, на что вы жалуетесь: на неисправность камеры или на неверную трактовку происходящего на фото или видео инспектором ГИБДД. В состав жалобы должна войти суть несогласия: почему, на ваш взгляд, штраф безосновательный. В качестве доказательства допустимо приложить фотоматериалы из салона автомобиля, с места происшествия, съёмку видеорегистратора в салоне автомобиля, ссылаться на свидетельские показания — приобщать любые доказательства, относимые к спору. Юрист Антон Палюлин посоветовал также попросить предоставить фото- и видеоматериалы, которые послужили основанием для вынесения штрафа (оригиналы в высоком качестве хранятся на серверах ГИБДД). Ускорить процесс может параллельная жалоба на имя начальника Управления ГИБДД, вынесшего решение о привлечении автолюбителя к ответственности, с просьбой пересмотреть обстоятельства дела. В случае если абсурдность выдвигаемых к водителю претензий не очевидна сразу, ему придётся побегать, собирая доказательства своей правоты. Например, если его оштрафовали за наезд на разметку, которую не было видно в плохую погоду, пригодятся сводки гидрометцентра, а также фотографии места нарушения с разных ракурсов. Порой может оказаться, что разметка на этом месте и вовсе стёрлась, а камера фиксирует нарушение «по старой памяти». Более того, с 2019 года в России действует постановление, что в плохую погоду камеры видеонаблюдения работать и выписывать штрафы вообще не должны. И на это можно обратить внимание инспектора. Помимо доказательств ошибки к жалобе нужно приложить копию водительского удостоверения, документов на автомобиль и самого штрафного постановления. Если постановление не отменили, а вопрос стоит принципиально, придётся обращаться в суд. Сначала — в городской районный, по месту фиксации нарушения. Если и там водителю не получится доказать свою правоту, то на очереди апелляционный и далее по нарастающей вплоть до Верховного суда. По словам Марии Спиридоновой, суды отменяют штрафы достаточно редко. Но, если нарушение небольшое, например, при просрочке начала оплаты парковки на несколько секунд, водитель может попытаться отменить штраф со ссылкой на малозначительность правонарушения. В этих случаях судьи более охотно отменяют штраф, если видят, что человек действительно готов соблюдать законодательство, а оплошность допустил в силу обстоятельств. Тяжбы могут занять не один месяц, и здесь нужно решить, стоит ли игра свеч. Кроме того, если нарушение можно трактовать неоднозначно, в некоторых случаях может потребоваться автотехническая экспертиза. Обычно её проводят только в случае ДТП с пострадавшими, во всех иных случаях она попросту нерентабельна — за оценку придётся отдать около 10 000 рублей, примерно столько же потребуют услуги юриста, и то без гарантии результата. Водителям приготовиться В будущем власти хотят расширить список нарушений для автоматической фиксации. Возможности современных устройств позволяют даже штрафовать автомобили без полисов ОСАГО, но пока полному контролю мешает несогласованность баз данных ГИБДД и страховщиков. Тем не менее попытки автоматизировать и штрафы за отсутствие страховки предпринимаются. А вот владельцы автомобилей, для которых сохранён обязательный техосмотр (например, таксисты и водители грузовиков), с 1 марта 2022 года рискуют получать штрафы каждый день, которые они проведут на дорогах с непройденным ТО. По новым законам штраф за это нарушение составит 2000 рублей против 500–800 рублей ранее, а фиксировать его с помощью камер можно раз в сутки, то есть за месяц общая сумма штрафов может перевалить за 60 000 рублей. При этом продолжаются дискуссии том, можно ли полностью автоматизировать процесс. Обычно сами дорожные комплексы не штрафуют нарушителей, а только фиксируют дорожную обстановку и передают собранные материалы в ЦАФАП — региональные центры автоматической фиксации административных правонарушений. Именно там инспекторы ГИБДД отсматривают контент и выносят постановления о штрафах на его основе. Сейчас уже есть техническая возможность привязать камеры к мощным нейросетям, которые позволят в автоматическом режиме выписывать штраф и рассылать «письма счастья» чуть ли не в режиме реального времени. Правда, решения искусственного интеллекта всё ещё несовершенны, так что с такими инновациями пока не торопятся. Но вот списывать деньги с карт нарушителей, просрочивших оплату штрафа, ИИ уже разрешили . Уже скоро комплексы видеофиксации могут подружить и с системой распознавания лиц. В этом случае штрафы в личный кабинет начнут получать не только водители, но и велосипедисты, самокатчики и даже пешеходы, создающие аварийные ситуации на дорогах. С такой инициативой выступил вице-президент национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр, и определённую поддержку в Госдуме эта идея снискала. Стоит ли воевать с камерами? В целом бодаться с системой можно и нужно, считают эксперты. Такие жалобы мало того, что сохранят водителю деньги, но и работают на улучшение дорожной обстановки, так как становятся поводом для дорожных служб поправить знаки и разметку на спорном участке. По результатам рассмотрения протестов вносятся коррективы в работу инспекторов. И, что ещё более важно, принимаются решения об изменении алгоритмов работы камер. Несмотря на то что они нередко ошибаются, комплексы фото- и видеофиксации играют важную роль для безопасности российских дорог — за последние десять лет в том числе благодаря автоматическому контролю скорости количество ДТП в России сократилось на треть , а в Москве, где охват камерами наибольший, в два раза снизилось число жертв автомобильных аварий. Но пока технические возможности отличать реальное нарушение от мнимого несколько хромают. А значит, россиянам продолжат приходить нелепые штрафы за то, чего они не совершали. Впрочем, у этой истории есть и оборотная сторона, которая, как ни странно, играет на руку водителям. Как объяснила «Секрету» транспортный эксперт Юлия Манн, при автоматической фиксации нарушений назначается минимальное из возможных по закону наказаний. Так что даже за нарушение, которое предусматривает лишение водительских прав, виновный в худшем случае заплатит 5000 рублей, а административный арест заменят на денежную компенсацию. Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Gustavo, Steinar Engeland