ГИБДД разрешила предъявлять электронные водительские права
Обновлено в 14:46
С 1 октября в ГИБДД разрешили водителям предъявлять водительское удостоверение в мобильном приложении «Госуслуги Авто». Об этом рассказал начальник ГИБДД России Михаил Черников, передает РИА Новости.
Но по закону водитель все еще обязан иметь с собой права в бумажном виде. Черников отметил, что соответствующие поправки к Правилам дорожного движения сейчас готовятся.
Комментирует вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Как это частенько бывает, телега у нас оказалась впереди лошади. Цифровые права ввели, но законодательной базы для их возможности использования не появилось. У нас до сих пор и в Правилах дорожного движения, и в Кодексе об административных правонарушениях прямо написано, что должен сделать автомобилист, какие документы должен показать сотруднику Госавтоинспекции, — и это водительское удостоверение. Сейчас в понятийном, что называется, режиме Госавтоинспекция доводит до сведения сотрудников, что они могут принимать и электронный вариант этого документа, но это в понятийном режиме, то есть вне правового поля. К глубокому сожалению, поправки в вышеуказанные документы до сих пор даже, насколько понимаю, не разработаны, поэтому их принятие займет достаточно долго, и в целом радует, что это стало возможным совсем недавно, когда Минюст снял ограничения на внесение поправок в Правила дорожного движения. Поэтому я думаю, что двигаться в эту сторону нужно, причем лучше не создавать отдельные приложения, как сейчас делает министерство цифрового развития, а интегрировать все это дело в единую платформу «Госуслуг», в единое приложение «Госуслуг», и тогда эта история поможет ряду водителей отказаться от дополнительных бумажек. Я, например, если это появится, перестану носить с собой бумажник. Я думаю, что поправки в ПДД могут быть внесены не раньше марта следующего года, потому что этот год уже заканчивается, необходимы достаточно большие работы по подготовке, продвижению и так далее, все может зависнуть в правительстве надолго, как это частенько бывает. Что же касается процента людей, которые будут им пользоваться, но не большинство абсолютно точно, это будет нишевая история для самых, что называется, цифровизированных наших автовладельцев».
Как отметил начальник ГИБДД России, для того, чтобы система работала повсеместно, должна быть возможность предъявить электронное водительское удостоверение и в офлайн-режиме, поскольку мобильный интернет в России есть далеко не везде.
Также с 1 октября вступили в силу нововведения в ОСАГО. Теперь автовладельцу не нужно ехать в страховую при смене номеров автомобиля. Компании смогут узнавать об этом из автоматизированной системы. Кроме того, теперь страховая компания будет обязана ознакомить потерпевшего участника ДТП с результатами осмотра или независимой экспертизы не позднее чем через пять рабочих дней с момента осмотра.
Нововведения комментирует автоюрист, глава компании «Автоправо 24» Игорь Озеров:
— Касательно изменений: регистрационный номер — необязательно ехать в страховую, чтобы указывать, то есть это сэкономит кучу времени, кучу проблем разрешит, которые могли раньше возникать у страхователя либо потерпевшего. То есть зачастую страховые компании отказывали (конечно, это незаконно было) из-за того, что номер не сообщили, полис недействителен, что-то еще придумывали — вставляли палки в колеса для потерпевшего. Теперь это отменено, и это на благо страхователей будет. И второе хорошее нововведение — страховые компании теперь обязаны знакомить с заключением своей экспертизы, на основании которой они производят выплату. Так как раньше это было только по заявлению, и они выдавали не каждому потерпевшему, ссылались на свои какие-то правила внутри организации. А сейчас уже четко прописано, и это хорошо, потому что потерпевший может ознакомиться, сразу показать или эксперту, или юристу и уже посмотреть целесообразность, действительно ли всю страховую выплату сделали или, как обычно, часть.
— Что, на ваш взгляд, еще требует доработки?
— Коррективы требуются, конечно, это взаимоотношение с сервисами. В случае если страховая компания направляет туда на ремонт, то зачастую сервисы относятся к потерпевшим, которые обращаются к ним, скажем так, негативно, никаких документов не выдают либо отказывают в сервисе. Этот механизм необходимо сделать более прозрачным, чтобы в случае проволочек потерпевший в суде мог спокойно это доказать. Сейчас это очень тяжело, только можно доказывать с помощью видеозаписи, например.
Также с 1 октября владельцы полисов ОСАГО обязаны письменно уведомлять страховую компанию о смене собственника автомобиля. Кроме того, убытки потерпевшего в ДТП теперь могут рассматриваться без предъявления документов, оформленных ГИБДД, правда, только с согласия страховой компании и в случае, если она может получить эти сведения самостоятельно.