Войти в почту

Водителей спустили с небес на землю: чего ожидать от очередной реформы ОСАГО

Возможности электронного урегулирования убытков в автостраховании ограничены, и процесс никогда не станет полностью цифровым. Об этом сообщил руководитель Комитета Объединения потребителей России по контролю качества услуг в сфере страхования Андрей Крупнов.

Водителей спустили с небес на землю: чего ожидать от очередной реформы ОСАГО
© Konkurent.ru

Напомним, летом текущего года Госдума приняла закон, который обязывает страховые компании к 2025 г. внедрить электронное урегулирование убытков по ОСАГО.

Согласно закону, в ОСАГО допускается осмотр транспортного средства страховщиком дистанционно путем обмена с участниками ДТП фото- и видеоматериалами в электронной форме. При этом страховщики к 2025 г. должны внедрить у себя электронное урегулирование убытков по ОСАГО, до этого такая возможность будет предоставляться добровольно.

Потерпевший сможет в электронном виде направлять страховщику заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и прилагаемые к нему документы, а также получать от него документы и заключать соглашение о таком обмене через сайт страховщика в Интернете или его мобильное приложение. Сейчас через Интернет доступна лишь покупка самого полиса, после вступления в силу закона все этапы оказания услуги по ОСАГО могут быть пройдены дистанционно.

Проблема в том, поясняет Андрей Крупнов, что собственно урегулирование состоит в возврате автомобиля в максимально близкое к изначальному – до аварийного состояния. А этот процесс никогда не станет полностью цифровым. «Однако электронная форма урегулирования позволит максимально эффективно управлять этим процессом, включая взаимодействие со станцией технического обслуживания автомобилей (СТОА). Однако существующий сегодня на автомобильном рынке дефицит запчастей может сделать любую цифровую систему беспомощной», – указал эксперт.

По его мнению, в обозримой перспективе имеет смысл говорить только о частичном переходе на удаленное урегулирование. «О том, как оно будет развиваться, можно судить по электронным продажам ОСАГО. Также в настоящее время уже существует европротокол – это механизм упрощенного взаимодействия между участниками ДТП для выполнения обязательств, предусмотренных законом об ОСАГО, и получения соответствующих страховых выплат. Однако практика показывает, что водители пользуются европротоколом не во всех предусмотренных законом случаях, иногда предпочитая оформление ДТП с участием полиции», – отметил Андрей Крупнов.

Выплату страхового возмещения в денежной форме тоже нельзя считать полноценным урегулированием страхового случая. Потому что в нынешних условиях финансовые параметры автомобильного рынка перестали подчиняться любой логике, кроме панической, и денежные выплаты в текущих реалиях могут не позволить автовладельцу привести автомобиль в доаварийное состояние даже самостоятельно.

«Таким образом, услуга удаленного урегулирования будет долгое время существовать параллельно с традиционным методом. Поскольку правильно организованный цифровой процесс очень выгоден страхователям, на рынке будет наблюдаться борьба за его внедрение и распространение между лидирующими компаниями. Возможно, кто-то из менее крупных игроков попробует заработать очки в глазах страхователей, также заранее объявив о внедрении электронного урегулирования», – считает Крупнов.