В Курске обещанные велодорожки на Энгельса и Кулакова в этом году строить не будут
Зато по проекту «Серебряное кольцо» власти планируют сделать 113 километров велодорожек к 2040 году Пока здесь негде гнать велосипед В Курске обещанные велодорожки на Энгельса и Кулакова в этом году строить не будут, но обещают к 2040 году реализовать большой проект «Серебряное кольцо» Есть городская программа, по которой в этом году в Курске должны были построить две велодорожки – на пр-те Кулакова и ул. Энгельса. Почему их нет и когда будут, «Курские известия» спросили в мэрии, а также поговорили о велодорожках с советником губернатора Белгородской области по велоинфраструктуре Константином Кошкиным. Мы встретились с курскими велосипедистами и выяснили, удобно ли им кататься по автодорогам и почему они не ездят по единственной в городе официальной велодорожке на ул. Бойцов 9-й Дивизии. А ещё узнали, как проект «Серебряное кольцо» до 2040 года должен осчастливить владельцев железных коней. Единственная официальная Алексей Проценко 20 лет занимается велоспортом и велотуризмом. Он проехал не одну сотню километров не только по России, но и по Западной Европе. – Мне есть с чем сравнивать. Видел и хорошие, и плохие велодорожки. А у нас в Курске пока одна, и она ни в какие ворота просто. Но я надеюсь, что ситуация изменится, потому что запрос на велодорожки вырос. Появились велокурьеры, самокатчики, которые всех бесят и на дороге, и на тротуарах. Я думаю, что с этим наконец что-то сделают, – отмечает велосипедист. Алексей рассказал, что не так с единственной в Курске официальной велодорожкой на ул. Бойцов 9-й Дивизии. Её открыли в прошлом году 15 сентября. Протяжённость – 600 метров. – Однажды я специально проехал по дорожке на Бойцов. Проблемы возникли на первом перекрёстке – два поворота по 90 градусов, даже опытному велосипедисту трудно, нужно очень хорошо владеть велосипедом, чтобы проехать. Потом на дорожке попались пешеходы, опять не проехать. Явно люди, которые проектировали эту велодорожку, не ездят на велосипеде, надеюсь, со временем требования учтут, – рассказал Алексей Проценко. Астра Векленко катается на велосипеде с детства. Начинала с простых «Аистов», уже 8 лет ездит по городским дорогам на профессиональном велосипеде. Ей тоже не нравится велодорожка на ул. Бойцов 9-й Дивизии. – Я езжу на велосипеде практически всегда и везде, если только дресс-код не требует платья и каблуков. Наша единственная велодорожка, скорее, для пешеходов, чем для велосипедистов. Не выделена так, как нужно, люди идут здесь и не понимают, что это за территория. Мне проще проехать по автодороге. Однажды я поехала здесь на велосипеде с контактными педалями, и это было очень сложно и опасно. Неудобные повороты под 90 градусов, в которые сложно вписаться, и несколько перекрёстков, – отмечает Астра. – А заканчивается велодорожка лестницей. Можно, конечно, съехать по пандусу, но вряд ли кто-то решится сделать это на велосипеде, потому что внизу припаркованы автомобили, – говорит Алексей. В администрации Курска нам подтвердили, что претензии велосипедистов обоснованы и недочёты при строительстве единственной официальной велодорожки были. – При реконструкции улицы Бойцов 9-й Дивизии предусмотрели велосипедную дорожку, но на самом деле она не организована с достаточными требованиями, которые там есть. По улице Бойцов 9-й Дивизии ещё доработают велосипедную дорожку, – говорит председатель комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Курска Ирина Аникеева. Не попасть в «портал» По словам велосипедистов, самое страшное на автодорогах – ямы. Их спортсмены называют порталами. – Есть улицы, где можно кататься, а есть, например, Запольная, куда я под страхом смерти не сунусь, там опасно для велосипедистов, – рассказывает Алексей Проценко. – Однажды ехала по улице Красный Октябрь, на повороте от Никитского храма в сторону Северо-Запада. Вот по горе на спуске там была достаточно глубокая яма в луже. Я едва не упала, просто удержала руль, за счёт уклона на спуске там была скорость выше, чем обычно. На Северо-Западе периодически встречаются открытые ливнёвки, например, на Орловской. Я езжу аккуратно, не все проблемные моменты даже запоминаются, но в целом состояние дорог не радует. В автомобиле тебе не нужно держать равновесие, а на маленьком велосипеде любая ямка может стать серьёзным препятствием, даже риском для здоровья и жизни велосипедиста. Остаётся рассчитывать только на собственную внимательность, – рассказывает Астра Векленко. По словам Алексея Петренко, в последние годы отношение к велосипедистам изменилось. Их и самокатчиков на дорогах стало больше, поэтому они не вызывают такого удивления, как раньше. Автомобилисты стали меньше сигналить, дают завершить манёвр. Велосипедисты в 2022 году ждали две новые велосипедные дорожки. По программе комплексного развития транспортной инфраструктуры Курской городской агломерации 20 апреля 2021 года на ул. Энгельса должны были построить велодорожку длиной 4,5 км, а на пр-те Кулакова – длиной 2,3 км. Однако работы не начались. В мэрии объяснили, почему так произошло. – Этапы строительства того или иного объекта уличной дорожной сети должны определяться комплексной программой. На следующий год будет утверждена новая программа, потому что новый генплан. Вполне возможно, что те объекты, которые были заложены той программой, войдут в, скажем так, первоначальные сроки реализации. Но гораздо шире сейчас предложение (речь о проекте «Серебряное кольцо» – прим. ред.). Насколько я знаю, в 2022 году на строительство велосипедных дорожек денег не заложено. Да, есть программа, но в любой документ можно внести изменения, – отметила Ирина Аникеева. По программе комплексного развития в 2023 году должны были начать строительство 11 велодорожек, в 2024 году – ещё трёх, в 2025 – одной, всего 18 велодорожек протяжённостью почти 59 км. Судя по всему, сроки сдвигаются по всем объектам. И строительство велодорожек будет происходить в рамках «Серебряного кольца». «Серебряное кольцо» В Курске велосипедов с начала пандемии стало значительно больше. Велокультуру развивают курьерские службы, которые доставляют товары с помощью велосипедистов, а также куряне, которые беспокоятся о собственном здоровье и стараются избегать скопления людей в общественном транспорте. Сделать для них велодорожки собираются в рамках проекта «Серебряное кольцо». – Для Курска проблема развития сети велодорожек, конечно, большая, потому что у нас велосипедное движение организовано вдоль существующей улично-дорожной сети, по пешеходным проездам, вдоль существующих дорог. А специально выделенных полос для велосипедов нет. Наличие велодорожек – это очень важно в развитии современного города, поэтому мы перед разработчиками генплана ставили задачу охватить практически все районы нашего города развитой системой велоинфраструктуры. Важно, чтобы было 10 – 15 км дорог, по которым можно было бы из одного конца города в другой добраться на велосипеде. Так и появился проект «Серебряное кольцо», – рассказывает Ирина Аникеева. Маршрут построен Протяжённость «Большого кольца» – около 24 км, «Малого кольца» – 17,4 км. Велосипедный маршрут «Малое серебряное кольцо» предусмотрен вдоль реки Тускари по Ямской слободе – Стрелецкой слободе – Казацкой слободе – Пушкарной слободе – вдоль улицы Прогулочной – далее по улице К. Маркса в районе улицы Гвардейской и соединяется с началом трассы вдоль Тускари. Велосипедный маршрут «Большое серебряное кольцо» проходит также вдоль реки Тускари по Ямской слободе – Стрелецкой слободе – Казацкой слободе – Пушкарной слободе – Знаменской роще – улицы Тропинка – проспекта Победы – улицы К. Маркса – улицы Фестивальной – в районе улицы Гудкова вдоль Тускари и соединяется с началом трассы вдоль Тускари. По словам Ирины Аникеевой, строительство большого и малого колец будет разбито на этапы в срок до 2040 года. – В 2023 году будет разработана, хотя бы на первый этап велосипедной трассы, проектно-сметная документация и уже в дальнейшем в зависимости от финансирования будет начато строительство. Конкретно сказать, что в следующем году будет начато строительство, конечно же, нельзя, – рассказывает Ирина Аникеева. Разработка проекта планировки и проекта межевания территории для строительства сети велотранспортных маршрутов «Серебряное кольцо» (большое и малое) обошлись бюджету города почти в 6,5 млн. рублей, что следует из проведённой закупки. – Если говорить о реализации проекта «Серебряное кольцо», то я не могу назвать сумму, потому что коммерческие предложения не запрашивались ещё. По сумме, сами понимаете, время нестабильное сейчас, но это очень дорогостоящий проект. Ширина данной дороги – 4,5 метра, 2 метра пешеходная, 2,5 метра велосипедная, – говорит Ирина Аникеева. Сами архитекторы называют проект «Серебряное кольцо» амбициозным. Хотя точной даты начала строительства нет, к 2040 году, согласно Генплану, в Курске планируют построить 113,7 км велосипедных дорог, которые соединят все районы города. Предполагается, что это будет единая транспортная сеть, безопасная для передвижения на велосипеде. Кстати, велодорожки в скверах не входят в дорожную сеть города, их строят в рамках благоустройства. Алексей Проценко знаком с проектом «Серебряное кольцо» и питает надежды по поводу его реализации на местности. – Я смотрел трассировку, и она мне понравилась. Трасса частично проходит по лесам и паркам, можно получить удовольствие от видов и свежего воздуха. А также трасса удобно охватывает центр, можно будет доехать из точки А в точку Б по велодорожкам, а дальше – по тротуарам или дорогам, кому как удобно. Если при строительстве «Серебряного кольца» в мелочах не будут допущены ошибки, то получится действительно круто. Очень хочется, чтобы в Курске был действительно удобный веломаршрут для всех, в том числе для детей, для начинающих, для курьеров, – делится Алексей. По словам велосипедиста, главное, чтобы велодорожки спроектировали и построили как следует и не было допущено тех ошибок, про которые уже все знают, но продолжают допускать. – Первая и основная, когда велодорожка имеет странную траекторию и на ней стоят столбы, рекламные стенды, знаки «Уступи дорогу». Приходится спешиваться каждые 20 метров. Вторая, дорожки не ухожены, асфальт разрушается. В таком случае комфортнее ехать по проезжей части, – говорит Проценко. Астра надеется, что проект «Серебряное кольцо» будет сделан не для галочки и автолюбители и велосипедисты поедут каждый своей дорогой. – Я оптимист, верю, что в Курске ситуация с велоинфраструктурой меняется в лучшую сторону. Лет 10 назад нас было несколько человек, активистов «Велокурска», теперь на велосипедах передвигаются сотни людей, – отмечает Астра. А как в Белгороде? По данным администрации города, в Белгороде уже построили 37 км выделенных велодорожек и планируют построить ещё больше. Подробнее об этой части дорожной сети <a href="https://bel.ru/">Бел.Ру</a> рассказал советник губернатора по велоинфраструктуре Константин Кошкин. Он пояснил, что в Белгороде несколько лет строят велодорожки в черте города, а также закладывают их при строительстве новых микрорайонов. – Первой дорожкой, которую несколько лет назад построили с нуля, стала велодорожка вокруг парка им. Ленина, её протяженность около 4 км. На сегодняшний день в Белгороде существует несколько основных велодорожек. Есть велокаркас агломерации, который был разработан активистами совместно с проектировщиками при поддержке городского управления архитектуры. Все мы надеемся, что в этом или следующем году построят хотя бы несколько метров велодорог, потому как видим, что процесс несколько притормозился. Говорить об удобстве велодорог можно, когда они связаны в единую городскую сеть, где есть магистральные и подводящие линии. О безопасности можно судить, когда по велодорожке может проехать без проблем условная мама с ребёнком, – рассказал Константин Кошкин.