Новости автомира: эксперты рассказали, кто заменит Nissan в России

Компания объявила об уходе из России. При этом поставлять автомобили по параллельному импорту дилеры не планируют, тем более что замена им, судя по всему, найдется.

Кто заменит Nissan в России
© TOMS KALNINS/EPA

По следам Renault

Видео дня

Японская компания Nissan объявила об уходе с российского рынка, договорившись с правительством о передаче всех своих активов в нашей стране в государственную собственность. Так, завод и научно-исследовательский центр Nissan в Санкт-Петербурге, а также центр продаж и маркетинга в Москве за символическую плату перейдут под управление ФГУП "НАМИ". В рамках договоренностей гарантийным и послепродажным обслуживанием автомобилей Nissan на российском рынке, а также поставками запасных частей в дилерскую сеть японской марки будет заниматься . При этом условия сделки предусматривают, что Nissan в течение последующих шести лет вправе осуществить обратную покупку бизнеса в России.

По словам директора по маркетингу и ИТ Группы компаний "Петровский" , Nissan довольно долго стремился сохранить бизнес в России, но причины принятого в итоге решения об уходе понятны. В основе - политика, которая, как бы ее не пытался обходить бизнес, неизбежно влияет на экономику. Невозможность выстраивания нормальной логистики, ввоза комплектующих, запчастей и готовых автомобилей из-за санкций - всё это влияет на решение вести или не вести бизнес в России. Кроме того, Nissan - часть альянса, один из участников которого уже вышел из нашей страны, поэтому уход Nissan был лишь вопросом времени.

"Схема выхода бренда Nissan из России "обкатана" на примере . Очевидно, что из двух зол она наименее затратна с точки зрения головной штаб-квартиры концерна. Ведь дилерскому сообществу платить "отступные" за вложенные инвестиции в бренд не придется. А продать завод сейчас по целевому назначению вряд ли получится, если только в качестве складских площадей и отдельных позиций оборудования.

Что касается возможности возвращении Nissan на российский рынок, то сейчас очевидно, что вместо него в нашу страну придут другие бренды. И если это будут китайские технологичные компании, то надобность менять новый доходный бренд на Nissan отпадет у дилеров сама собой. Таким образом, возвращение Nissan возможно только при условии увеличения самого российского рынка до новых значений - скажем, до 2-3 млн автомобилей в год", - рассуждает директор по развитию и корпоративному управлению компании "Нижегородец" .

Вместо скидок - наценки

История Nissan на российском рынке началась ровно 30 лет назад, когда в 1992 году японская компания официально начала продажи в нашей стране. Рекордным для Nissan стал 2014 год, когда в России было куплено 162,3 тыс. автомобилей японской марки, а ее доля тогда достигла наилучшего показателя в 6,9%, гласят данные агентства "Автостат". Всего же по российским дорогам сегодня колесит более 2,2 млн легковых машин Nissan.

В последние годы Nissan сконцентрировался в нашей стране исключительно на сегменте SUV и до недавнего времени был представлен на российском рынке пятью моделями: Qashqai, X-Trail, Terrano, Murano и Pathfinder. Наибольшей популярностью у россиян пользовался кроссовер , который стабильно входил в десятку лидеров среди моделей SUV.

"На сегодняшний день у российских дилеров по всей стране осталось около 2 тыс. автомобилей Nissan. С учетом текущего спроса, думаю, что этого хватит до середины 2023 года. При этом я бы не ждал каких-то скидок в рамках распродаж оставшихся на дилерских складах машин. Скорее, как и в случае с Renault, цены на автомобили, наоборот, пойдут в рост - все-таки, последние автомобили легендарного бренда в наличии. А в поставки Nissan по параллельному импорту я не верю. Это не настолько нишевый продукт, чтобы за ним выстраивались очереди. Скорее всего, клиенты постепенно перестроятся и уйдут от этого бренда", - комментирует Сергей Новосельский.

В свою очередь, аналитик "Дрома" считает, что заменой продукции Nissan на российском рынке могут стать автомобили китайских производителей, таких как , и Changan. Также альтернативой новым автомобилям являются свежие "трехлетки" Nissan из Японии, самые популярные из которых - модели X-Trail, Qashqai, Terrano и Note. При этом всплеска спроса на подержанные автомобили Nissan в связи с уходом марки из России ждать не стоит, поскольку вторичный авторынок в целом сейчас снижается.

Свято место пусто не бывает

Между тем на самом заводе Nissan в Санкт-Петербурге может быть налажен выпуск китайских автомобилей. Технологическим партнером предприятия предположительно станет КамАЗ, который, в свою очередь, ведет переговоры с китайским автоконцерном FAW о загрузке петербургского конвейера моделями этого бренда. В настоящее время производственная мощность завода Nissan позволяет выпускать до 100 тыс. автомобилей в год.

По мнению руководителя дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto , на предприятии в Санкт-Петербурге будут выпускаться модифицированные модели китайских или иранских автомобилей, как это планируется на заводе "Москвич". С учетом партнерства России с Китаем, Индией и Ираном, любая из перечисленных стран может быть заинтересована в локализации производства своих машин в нашей стране, поэтому сомнительно, что мощности Nissan будут простаивать.

"В то же время Nissan оставила себе отходные пути - в течение 6 лет компания имеет возможность вернуться в страну и вернуть свое производство. Уверен, что как только будет такая возможность - Nissan постарается это сделать. Другое дело - как это получится. Ведь мало вернуть и наладить производство - нужно еще заново выстроить дилерскую сеть, которая, конечно, ждать не будет. Корейские бренды остались и стараются еще сильнее захватить рынок, активно приходят в нашу страну китайские производители. Так что через пару-тройку лет структура рынка не просто изменится - рынок будет другим. И возвращение на него ушедших игроков будет крайне сложным", - резюмирует Сергей Новосельский.