Сенатор Бондарев рассказал об уголовной ответственности за уклонение от мобилизации
В России хотят ввести уголовное наказание для уклонистов от мобилизации. Если соответствующий законопроект примут, то таким людям помимо штрафа до 500 тысяч рублей будет грозить лишение свободы до пяти лет. О том, что еще необходимо изменить в законодательстве, «Парламентской газете» рассказал один из авторов законопроекта, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев.
Потребность в цифровизации
- Виктор Николаевич, в чем суть законопроекта?
- Было предложено ужесточить наказание для тех, кто официально получил повестку, но от мобилизационных мероприятий решил уклониться. Таких отказников будет ждать либо штраф в размере от 200 до 500 тысяч рублей, либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до пяти лет.
- Какие еще пробелы в действующем законодательстве выявила частичная мобилизация?
- Она очень остро показала потребность в четком межведомственном взаимодействии. Его нам сильно не хватает, как выяснилось. Вот вам пример: у нас по Закону «О воинской обязанности и военной службе» граждане, стоящие на воинском учете, обязаны в двухнедельный срок уведомлять военкоматы о каких-либо изменениях в своем гражданском статусе — женитьбе, поступлении в образовательное учреждение, рождении ребенка, переезде и так далее. Понятное дело, многие об этом попросту забывают. В результате военкоматы, во-первых, не располагают всей полнотой сведений о военнообязанных, а во-вторых, тратят огромное количество времени, чтобы эти сведения уточнить. Почему? Мы же везде слышим — цифра, цифра, цифра. Везде стоят компьютеры. В чем проблема военкомату нужную информацию получать у ведомств и организаций, которые ее целенаправленно собирают — загсов, налоговой и так далее? Нет такой проблемы. Зато вот есть предложение — обязать граждан подавать нужные сведения, ввести наказание для тех, кто этого не делает. Но это же абсурд. А если человек просто забыл? Времени не нашел? Нельзя здесь так действовать, это ни к чему не приведет. Ужесточать законодательство нужно, но не в отношении граждан.
- Удалось ли решить проблему с выдачей обмундирования и амуниции мобилизованным?
- Вы же сами понимаете, что у нас мобилизация в последний раз объявлялась в 1941 году. Понятно, что за минувшие с тех пор семьдесят с лишним лет какие-то административные механизмы, скажем так, немного заржавели. Да, в самом начале возникла такая ситуация, что не оказалось нужного количества амуниции и обмундирования на складах. Но Минпромторг и Минобороны справились в итоге со своими задачами. Сейчас обмундирование и амуниция выдаются без проволочек, но — после боевого слаживания. То есть человек прибывает на сборный пункт и в течение месяца проходит военную подготовку, которая завершается боевым слаживанием — обучением военнослужащих согласованным действиям в составе своего подразделения. И вот после этого каждому выдается всесезонный комплект обмундирования — с каской, налокотниками, наколенниками, индивидуально подогнанным бронежилетом, разгрузкой и всем остальным, что необходимо.
И я отдельно хочу попросить регионы не закупать бронежилеты, особенно по 150 тысяч и больше. Они не нужны. Министерство обороны все выдает, все есть для каждого бойца.
Не в бой, но на границу
- Могут ли в зону СВО направить срочников, которых начали призывать с 1 ноября?
- Нет, об этом говорилось много раз, и я вам ничего нового не скажу. Всех, кто там случайно оказался в самом начале специальной военной операции, благополучно вернули домой. И в будущем ни один срочник туда не попадет.
- Ну а если по чьему-то недосмотру такая ситуация все же случится — куда обращаться?
- Никуда не надо обращаться. Повторю еще раз — он там не окажется. Ни при каких обстоятельствах.
- Будут ли срочников направлять в территории, граничащие с зонами активных боевых действий — Белгородскую, Курскую, Ростовскую области и другие?
- Воинские части в этих регионах — даже те, которые находятся у границы Украины — в специальной военной операции никак не задействованы. Поэтому почему бы срочнику там не служить? Не вижу здесь никакого противоречия.
- Проясните, пожалуйста, функции и задачи мобилизованных. Ранее неоднократно заявлялось, что они будут служить в качестве поддержки «боевых» частей и охранять приграничные районы, а на боевые действия их отправлять не будут.
- А куда же их отправлять? Конечно, они будут постепенно входить в боевой ритм и принимать участие в непосредственных боевых действиях вместе с теми частями, которые там, в зоне СВО, уже работают.
Обновлено в 19.20
Председатель Комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов и глава Комитета палаты по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев выступили с совместным заявлением, в котором сообщили, что инициатива о введении ответственности за уклонение от военной службы в период мобилизации рассматривалась в самом начале после объявления кампании, но на сегодняшний день, когда частичная мобилизация завершилась, «утратила свою актуальность».