Беспилотники, импортозамещение и технологический суверенитет
1 ноября 2022 года прошел Международный форум «Автонет — 2022». Участники обсуждали будущее транспорта, а также способы совершенствования процессов, которые помогут упростить логистику людей и вещей. Какой беспилотный автомобиль разработан на «Камазе» и сколько государство готово потратить на автоматизацию транспорта — в материале InScience.News.Зачем нужны инновации в сфере транспорта?Развитие транспортных систем и отказ от каких-то устаревших технологий помогают странам ускорить развитие собственной промышленности. Об этом в самом начале форума сказал Василий Шпак, заместитель министра промышленности и торговли России. «Ключевым приоритетом для нас является достижение технологического суверенитета. Для этого Минпромторг оказывает поддержку в части развития электронно-компонентной базы и модулей. В этом году выделено более 5 миллиардов рублей на проекты, которые связаны с автоматизированным транспортом», — сообщил замминистра.Сергей Назаренко, главный конструктор инновационных автомобилей ПАО «КАМАЗ», рассказал, что предприятие уже более полугода находится в тисках санкций. Однако на заводе продолжается разработка пяти новых автомобилей. Один из них — это беспилотный карьерный самосвал «Юпитер 30». Это полноприводный автомобиль, который изначально проектировался как беспилотный. Его грузоподъемность — до 30 тонн, а все колеса управляемые. «В данный момент автомобиль проходит испытания и находится на полигоне. После этого мы отправим автомобиль на шахты Кузбасса», — сказал Назаренко. Хотя выступающие много говорили о стратегическом значении транспортной инфраструктуры для государства, об удобстве и комфорте рядовых граждан тоже участники тоже не забыли. Алексей Беляев, директор по стратегическим проектам «Лаборатории умного вождения», рассказал о мобильном приложении «Элемент». В этом приложении, например, можно настроить автозапуск автомобиля и получать информацию о расходе топлива. Интересно, что к одной учетной записи можно привязать несколько автомобилей.Через тернии к импортозамещению и беспилотникамВ ближайшие годы россиянам не стоит ожидать, что в соседней полосе, пока они едут на работу, внезапно появится какой-нибудь беспилотный грузовик. Вывод беспилотных объектов на дороги общего пользования требует тщательной подготовки и множества тестовых запусков. Ярослав Домарацкий, технический директор ООО «Среда», рассказал, что в данный момент эти технические моменты еще прорабатываются. В частности — корректное распознавание дорожной разметки и создание уровневой системы автоматизации беспилотного транспорта. Разработка среды, в которой будет комфортно всем участникам, ведется активно, поскольку уже существуют несколько претендентов, которые могут выйти на дорогу. Например, платформа EVO.3: это беспилотная платформа, которая может перевезти до 21 тонны груза. Запас хода — 250 км. Об этой платформе рассказал Андрей Большаков, основатель и генеральный директор Evocargo. Разработчик пообещал, что совсем скоро широкая публика получит возможность увидеть платформу.Александр Поляков, профессор кафедры высокоскоростных транспортных систем РУТ (МИИТ), настроений многих участников не разделял и был предельно честным, когда оценивал возможности российских производителей: «Можно использовать все китайское, но тогда завод в Екатеринбурге обанкротится». Екатеринбургский завод, о котором зашла речь, занимается выпуском камер, которые используются в умных светофорах. Производители светофоров задавались вопросом: а почему мы должны использовать российские комплектующие, если дешевле купить иностранные? Это, по мнению профессора, говорит о том, что осознание необходимости работы с отечественными производителями происходит с большим трудом. Эта необходимость стала вынужденной и пока не всегда выгодна с точки зрения финансовой составляющей.Кроме того, по мнению Александра Полякова, есть множество проблем с необходимым программным обеспечением и эти проблемы решаются медленно. Хотя это тоже вопрос безопасности. «Имея доступ к трем ключевым светофорам, можно остановить движение в мегаполисе», — объяснил Поляков, когда рассказывал о том, насколько важно, чтобы автоматизированные процессы были надежными. С этих позиций государство опять упирается в необходимость импортозамещения и нехватку ресурсов для него.Транспортная инфраструктура, а точнее — ее отлаженная и четкая работа, чрезвычайно важна как для общества и государства, так и для бизнеса. В нашей стране официально зарегистрировано более 50 миллионов автомобилей.Миллионы россиян ежедневно пользуются личным и общественным транспортом. Это значит, что поле для внедрения различных новшеств и проведения экспериментов достаточно обширное. Каждый человек хочет быстрее добираться до дома, а бизнесмены не откажутся от возможностей использования автоматизированной техники на сложных производствах. Поэтому особенно важно, чтобы все инновации были полезными, своевременными, а также чутко реагировали на актуальные запросы и вызовы.Автор: Елена ВоробьеваПодписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.