Войти в почту

Прощай, строительная каска. Здравствуй, VR-шлем

Одно нажатие кнопки на VR-шлеме – и вы стоите не в своем офисе в Казани, а на стройплощадке где-нибудь в соседнем регионе, наблюдая, как башенный кран поднимает стальную балку. В кабине крана – никого, оператор управляет им дистанционного из другого города…

Не выходя из комнаты

До воплощения этой картинки в жизнь – рукой подать. В Институте информационных технологий и интеллектуальных систем (ИТИС) Казанского федерального университета разработали технологию Extended Reality (расширенной реальности) и сетевую платформу Arinet Space («Аринет Спейс»), которые могут обеспечить дистанционное управление любым механизмом. Необходим лишь набор датчиков и подключение к платформе.

– Через систему удаленного присутствия мы уже сегодня можем реализовать возможность манипулирования тем же самым башенным краном. При этом оператор может находиться как угодно далеко от самой машины. Но, надевая шлем он будет оказываться в виртуальной кабине крана и управлять им привычными способами – с помощью джойстиков или отдельной панели, – говорит Влада Кугуракова, руководитель лаборатории «Дополненной/виртуальной реальности и разработки игр» ИТИС.

В качестве прототипов в лабораториях ИТИС, занимающихся этим проектом, используют портативные мобильные устройства, в том числе – маленькую копию погрузчика. Он шустро катается по лаборатории, останавливаясь, поворачивая ковш вправо или влево, опуская и поднимая его. В этой модели уже при сборке использовали подключаемые к дистанционному управлению контроллеры. Для настоящей техники предусмотрено другое решение.

Ставка на человеческий капитал

– Современная техника в значительной степени оснащена электронными системами, которые можно подключить к нашей платформе с помощью разработанного нами универсального блока управления (Universal Control Module), так что её можно лишь дооборудовать дополнительными датчиками, например, лидарами и радарами. А технику предыдущих поколений можно связать с блоком управления с помощью модулей сопряжения, «посредников» между системой и механическими узлами машины. На такой модуль будет приходить дистанционный сигнал, и модуль будет физически жать на рычаг управления в экскаваторе, – рассказывает Игорь Сергунин, сотрудник научно-исследовательской лаборатории ИТИС «Технологии расширенной реальности в промышленных процессах» и соучредитель компании «Аринет Спейс». – Таким образом мы достигаем двух целей: делаем более экономичной, чем при полной роботизации, автоматизацию управления, и сохраняем человеческий капитал. Ведь именно риски замены людей машинами так активно обсуждаются сейчас на форумах, посвященных развитию искусственного интеллекта.

К слову, «Аринет Спейс» – это максимально человекоориентированная платформа. Прототипом-погрузчиком, например, могут одновременно управлять три оператора, находящиеся в Алмате, Таллине и Лос-Анджелесе.

– Функционал платформы намного шире, чем просто передача данных с оборудования. Мы предполагаем, что «Аринет Спейс» станет соцсетью нового поколения. Пользователь создает здесь аккаунт, с помощью которого сможет не только общаться, но работать. Сегодня очень распространен командный киберспорт. Так вот, на платформе будет доступна такая же командная профессиональная деятельность – несколько человек смогут «заступать» на смену дистанционно на свой объект, – говорит Игорь Сергунин.

Данные со скоростью будущего

Владелец проекта сможет предоставлять доступ к нему пользователям других аккаунтов. Это сильно упростит поиск инвесторов, проведение различных презентаций, профильных онлайн-конференций, продажу услуг, поиск сотрудников или поставщиков.

Преимущества, которые даст отрасли широкое внедрение технологий, подобных «Аринет Спейс», в жизнь, очевидны. В первую очередь – это повышение производительности труда. Операторы, находясь в комфортных условиях, в разных часовых поясах, могут работать посменно 24/7. Отсутствие простоев, вызванных человеческим фактором, позволит снизить расходы на электроэнергию и топливо. Дистанционно «заглянуть» в кабину и проконтролировать ход строительства сможет любой имеющий доступ специалист проекта – от прораба до топ-менеджера. В перспективе подключенные устройства могут объединяться в сеть и возводить объекты по уже отработанной схеме, загруженной в память системы. К слову, подобные решения уже несколько лет создают и тестируют японские и корейские инженеры. Но до недавнего времени строительство, разработка месторождений, геологоразведка и другие проекты с участием беспилотного или подключенного транспорта требовали интернета 5G. Разработчики «Аринет Спейс» обошли эту проблему. Платформа передает данные (в том числе и FHD-видео) с минимально возможной на сегодня задержкой – всего лишь 0,5 секунды вне зависимости от загруженности платформы. «Цифровой» стройке такая скорость подойдет.

Марина Орлова

Фото прототипов предоставлены ИТИС КФУ

Сообщение Прощай, строительная каска. Здравствуй, VR-шлем появились сначала на Cтройэкспертиза. Отраслевой журнал в ваших интересах.