Вечная проблема: почему в Новосибирске зимой плохо убирают улицы
За мэра взялись? «Прокурор города объявил мэру предостережение для недопущения нарушения закона о безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети зимой. Также на рассмотрении в Центральном районном суде – административный иск прокурора города, в котором хотят обязать мэрию обеспечить в необходимом количестве дорожно-эксплуатационные учреждения спецтехникой для содержания улично-дорожной сети», – сообщил представитель региональной прокуратуры Сергей Чернов. После этого мэр Анатолий Локоть поручил профильным департаментам на особом контроле держать уборку улиц мегаполиса и тротуаров. «Необходимо держать на особом контроле уборку улиц города, тротуаров, а также повысить ответственность управляющих организаций за содержание придомовых территорий и козырьков крыш», – заявил глава города. Кроме того, как сообщил начальник департамента транспорта мэрии Новосибирска Константин Васильев, все ранее выданные органами прокуратуры замечания, которые выявили во время проверки, власти города устранили в полном объеме. Замкнутый круг Общественники по-своему оценили реакцию прокуратуры. По их мнению, надзорное ведомство несколько запоздало с решением. «Эту тему прокурорам надо было поднимать много лет назад, когда Локоть только стал мэром, так как именно тогда проблемы с уборкой улиц встали остро. Сейчас прокуратура стала, скорее, не действовать, а имитировать свою деятельность. При этом у них достаточно рычагов, чтобы действительно принудить органы местного самоуправления выполнять свои обязанности, за которые мы – жители города, платим налоги», – уверен общественник, руководитель Сибирского правового центра защиты прав потребителей Евгений Митрофанов. Как считает ответственный секретарь Авто-Мото Ассоциации в Новосибирске Алексей Носов, даже нынешняя реакция прокуратуры не решит глобальной проблемы. «Прокуратура ничего не изменит, на мой взгляд. С 2012 года они ежегодно выносят представления, штрафы, предписания. Раньше также подключались представители ГИБДД. Мэрии выписывали крупные штрафы за ненормативное содержание дорог, порой на десятки миллионов. Но в корне ничего не менялось. В городской администрации всегда прикрывались нехваткой техники, и вопрос откладывался на следующий год», – говорит Носов. Что делать? Представители общественности уверены: чтобы переломить ситуацию, нужны радикальные меры. Так, по словам Евгения Митрофанова, по уставу города необходимо признать действия градоначальника незаконными. «С точки зрения прокуратуры, самый действенный способ – внести в отношении мэра представление о ненадлежащем исполнении своих обязанностей по части несоответствия нормативам уборки. А ГОСТы о том, как должны выглядеть улицы города, когда идет, к примеру, снег или дождь, и как их нужно убирать, есть. Кроме того, по каждому факту нарушения мэра нужно штрафовать и вычитать деньги из его зарплаты. После внесения представления нужно поручать районным прокурорам и сотрудникам ГИБДД осматривать город по районам, составлять акты с нарушениями и направлять их в городскую прокуратуру. А прокурор должен обращаться в суд», – уверен Митрофанов. Митрофанов считает, что нынешняя схема организации уборки улиц неправильная. «Схема глубоко порочна. В существующих ДЭУ в форме муниципальных учреждений управленческий аппарат получает большие зарплаты, а простые рабочие – копейки. Машины не ремонтируются, новые не закупаются. Для решения проблемы следует сократить ДЭУ или ликвидировать их, объявить торги и привлечь для уборки улиц частников. Уверен, денег, которые выделяют ДЭУ, хватит для этого, и еще останутся», – говорит специалист. Алексей Носов уверен, что для решения проблемы нужно менять систему управления. «Чтобы в корне поменять ситуацию, в дорожно-транспортных ведомствах должны появиться профильные специалисты, которых сейчас нет. Люди, которые у нас сейчас принимают решения и отвечают за организацию дорожного движения, содержание дорог, их строительство, ремонт и реконструкцию, не соответствуют по уровню компетенций занимаемым должностям. Для этого нужен опыт и профильное образование», – убежден спикер. Многие новосибирцы отмечают, что регулярно подают жалобы в соответствующие организации о некачественной уборке снега, однако реальных действий со стороны дорожных служб и властей они не видят. Пока к снегу новосибирские коммунальщики с лопатами и дорожники с грейдерами явно не готовы. Изменится ли ситуация в будущем – покажет время. Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова