За почти 91 млн руб. отремонтируют 330 м набережной в Петербурге
Больший вред исторической брусчатке нанесли, скорее всего, пешеходы. Хотя вред от транспорта сложно приуменьшить, говорит Сергей Михайлов, руководитель проекта «Возрождение». Спуск напротив Румянцевского сквера последние лет двести использовался для проведения погрузочно-разгрузочных работ: в первое время – как погрузочно-разгрузочный причал барж для дров и стройматериалов, а сейчас – как пассажирский причал для аквабусов и парковка для экскурсионных автобусов и частного автотранспорта. Сейчас доступ на набережную для пешеходов закрыт, им рекомендуют ходить по тротуарам противоположной стороны улицы. На ближайший год недоступен и спуск со сфинксами у Академии художеств.
«На данный момент знаков ограничений движения транспорта на спуск нет. Согласно документам от ГИБДД спуск и после ремонта сохранит возможность въезда на автотранспорте. Но есть обращение жителей и депутатов с просьбой сделать эту зону только пешеходной, но с возможностью доступа экскурсионных автобусов и автотранспорта для обслуживания флота, который будет пришвартован к причалу вблизи этого спуска», – говорит Андрей Кочин, директор СПб ГБУ «Мостотрест».
Последний раз Румянцевский спуск отремонтировали почти 30 лет назад, в 1991 году. Тогда гранитные карнизные блоки, установленные по верхнему ярусу, заменили массивными гранитными плитами и установили вертикальную стенку из штукатурки. Сейчас эта часть набережной выглядит небрежно: в стыках между плитами растет трава, а сама краска облезла. Объясняют, что стенку в последний раз штукатурили почти 10 лет назад, в 2014 году. В конце 2022-го, в октябре, Румянцевский спуск вновь закрыли на ремонт: рабочие намерены восстановить исторический откос, они уже демонтировали гранитные плиты, пересчитали их и готовят к отправке в реставрационные мастерские. Там гранитные плиты, которые растрескались и раскололись, склеят, перед этим пустоты, чтобы сохранить гранитные плиты и для будущих поколений, заполняют мастикой. Но все-таки после ремонта внешний вид спуска изменится, ему вернут исторический вид. Согласно проекту оштукатуренную вертикальную стену демонтируют и заменят плавным подъемом из диабазовой брусчатки. Используют камень, который уже есть.
«Каких-либо новоделов не предусмотрено, спуск дополнят, конечно, диабазовой брусчаткой. Но камень завезут из исторических карьеров Карелии», – говорит С. Михайлов. Однако пока рабочие разобрали только гранитные плиты. Брусчатка из диабаза пока не тронута.
«Диабазовое мощение разберем только весной, когда чуть потеплеет, чтобы не потерять элементы вместе со снегом и льдом, сроки работ это позволяют. Георадарное обследование показало, что основная просадка – вдоль воды рядом с гранитными плитами», – говорит А. Кочин.
Работы по капитальному ремонту набережной в границах от Кадетской линии до 4-й линии Васильевского острова протяженностью 330 м намерены завершить уже к 1 ноября 2023 года. Для туристов и горожан закрыты сфинксы у Академии художеств, а также спуск у Румянцевского сада, это самый большой грузовой спуск на Неве. Согласно контракту петербургским налогоплательщикам ремонт обойдется в 90,8 млн руб.