Несмотря на уход многих зарубежных автопроизводителей и резкое сокращение импорта, АвтоВАЗ считает необходимым защитить внутренний рынок от иномарок, в том числе от «непонятных китайских брендов», которые договариваются о сборке низколокализованных автомобилей на пустующих российских заводах. Для этого российский автогигант предлагает повысить утильсбор, сообщает «Коммерсантъ». Российское правительство эту идею уже не единожды отклоняло.
По словам главы АвтоВАЗа Максима Соколова, необходимо повысить размер утильсбора на легковые автомобили для сохранения уровня барьера для импорта. «Утильсбор сегодня составляет 170 тысяч рублей, и если раньше по отношению к цене автомобиля это было таким останавливающим стоп-фактором – порядка 10-15 процентов в некоторых моделях, то сейчас это гораздо ниже 10 процентов, — цитирует его слова «Ъ». — Размер утильсбора надо срочно поднимать, чтобы он действительно был мерой защиты внутреннего рынка».
Стоит отметить, что повышение утильсбора сделает невыгодным участие в локальных проектах для китайских компаний, так как они не получат компенсации, пишет «Ъ». В числе таких проектов, например, партнерство «Москвича» и JAC, а также «Соллерса» с тем же китайским автопроизводителем.
Глава АвтоВАЗа назвал экспансию китайских автомобилей угрозой для России
Теперь официально: в России будут выпускать китайские автомобили под маркой Lada
Автопроизводителям в России сделали послабление по утильсбору
Соколов же считает, что такой подход к выпуску машин лишь «создает иллюзию, что у нас быстро восстановилась промышленность». «Приходят непонятные нам китайские бренды, договорившиеся на пустующих мощностях о сборке низколокализованных автомобилей, на которые еще планируется иногда давать господдержку в низком ценовом сегменте до двух миллионов рублей, и они начинают поджирать тот рынок нашего продукта, куда мы инвестируем огромные деньги», – пояснил он. Речь идет о новых продуктах, в разработку которых АвтоВАЗ до 2026 года намерен вложить 60 миллиардов рублей.
Вопрос о повышении утильсбора, в том числе и в 2023 году, уже поднимался, но предложение было отклонено. В Минпромторге в свою очередь заявили, что решение об изменении утильсбора будет приниматься «в зависимости от изменения ситуации».
Утилизационный сбор является обязательным для всех концернов, работающих в России. В настоящее время базовая ставка на легковой автомобиль составляет 20 тысяч рублей и умножается на коэффициент в зависимости от объема двигателя. При этом государство компенсирует размер уплаченного сбора в зависимости от процента локализации производства. Последний раз утильсбор повышался в 2020 году.
Стоит упомянуть, что АвтоВАЗ и сам ведет переговоры с китайскими компаниями относительно запуска производства на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Там планируется выпускать китайские автомобили под маркой Lada – это будут модели классов C и D, в том числе кроссовер и седан. Какая именно марка из КНР выступит партнером по проекту, пока неизвестно.
Новые русские: 10 автомобильных брендов 2022 года