Войти в почту

В Северной Осетии студентка создала линию косметики на горных травах

Студентка Горского государственного аграрного университета Дора Чехова вместе с подругами организовала производство натуральной косметики на основе трав и фруктов. Продукция оказалась очень востребованной на рынке.

В Северной Осетии студентка создала линию косметики на горных травах
© Российская Газета

Собрать средства на открытие своего дела помогли гранты, дважды выигранные на Всероссийском молодежном форуме "Машук" - в 2014 и 2016 годах. Однако сейчас, когда компания уже, казалось бы, должна стать на ноги, фирма снизила обороты из-за сложной экономической ситуации.

Дора Чехова учится на пятом курсе факультета биотехнологий ГГАУ и готовится защищать диплом. Одновременно ей приходится осваивать маркетинг, разбираться в финансах, заниматься развитием компании и создавать новые линейки косметики.

- В 2019 и 2020 годах продажи были гораздо лучше, чем сейчас, - рассказывает Дора. - На данный момент могу гордиться только тем, что компания выстояла и не закрылась, несмотря на все сложности. Экономические санкции особо не повлияли, часть ингредиентов (в основном щелочь и экзотические фрукты) заказываю по интернету, как и раньше, но снизившийся покупательский спрос оказал самое губительное влияние на бизнес. Продажи упали, хотя появились новые линии косметики.

По словам основательницы компании, снижение продаж совпало с изменениями в составе команды: те, кто начинал бизнес вместе с ней, ушли, решив попробовать себя в других сферах. Одна из подруг Доры занималась маркетингом (она по профессии маркетолог), другая, бухгалтер, - финансами. Теперь же Чеховой все приходится делать самой. Самым сложным для Доры оказалось наладить продажи готовой продукции на интернет-площадках, а также разместить рекламу в Сети. Сейчас она поставила перед собой задачу вникнуть в маркетинг, научиться стратегическому планированию и повысить финансовую грамотность.

Компания "Лето" арендует офис площадью 100 квадратных метров в промзоне Владикавказа. Там в лаборатории производится вся линейка косметики: несколько десятков видов мыла и кремов, шампуни, скрабы, средства для ванн. Основные клиенты - женщины старше 30 лет, которые не только следят за собой, но и предпочитают исключительно натуральные ингредиенты.

Сделав ставку на это, Дора смогла завоевать покупателей. Ни один из продуктов, которые производят в лаборатории, не варится, чтобы не лишиться полезных свойств. Смешивание всех компонентов происходит "холодным" способом (при температуре не выше 60 градусов) с естественным "дозреванием", на которое порой уходит месяц. Но сохранить полезные вещества важнее. Для сушки иногда применяются ультрафиолетовые лампы.

- При создании косметических средств я использую около трех десятков видов трав, собираю их сама в Алагирском ущелье, подальше от дорог и сел, с мая по октябрь, - рассказывает Чехова. - Запасов потом хватает на год. Также использую несколько видов масел: кокосовое, абрикосовое, конопляное, виноградной косточки, ши. Заказываю их по интернету из-за границы или из других городов России.

Алагирское ущелье славится своими травами, из которых делают в том числе полезные чаи. Фото: Владимир Аносов/РГ

Косметика ручной работы с полезными веществами пользуется популярностью на Северном Кавказе. Натуральность средств для ухода подтверждает забавный случай, который произошел на выставке-ярмарке во Владикавказе. Одной из посетительниц так понравился запах скраба, что она перепутала его с йогуртом и стала есть ложкой. Когда же Дора это заметила, женщина успела проглотить несколько порций. Но ничего плохого не произошло. Сказав посетительнице, что это все-таки скраб, Дора тоже съела с ней за компанию несколько ложек. По словам студентки, вкус напоминал приятную микстуру для горла.

Любой, кто разговаривает с Дорой, удивляется, как ей удалось организовать свой бизнес: ведь вложения в оборудование и сырье превысили 800 тысяч рублей. Таких средств у девушки не было. Начинающей предпринимательнице удалось получить гранты от государства.

Ни один из продуктов, которые производят в лаборатории, не варится, чтобы не лишиться полезных свойств

В 2014 году, сделав несколько видов собственного мыла, Дора вместе с подругой приехала на Всероссийский молодежный форум "Машук", защитила проект и выиграла 300 тысяч рублей. На эти деньги купили первое оборудование и сырье. А двумя годами позже она повторила опыт и в 2016-м, на том же "Машуке", получила грант уже в 500 тысяч рублей. Это позволило наладить выпуск косметики, решить все производственные и организационные вопросы. Но падение покупательского спроса, а затем уход соратников, с которыми Дора вместе начинала, сильно ударили по фирме.

Сейчас основательница компании пытается найти новые рынки сбыта, выпустив дополнительную линию мужской косметики, которая получила название "Горец". Она включает пасту для ухода за бородой и средство после бритья. Также Дора ищет инвестора, который поможет ей расширить свое дело.