Не знаешь, что делать – меняй правила на «круговом»
С 1 марта 2023 года правила дорожного движения (ПДД) в очередной раз подверглись коррекции, такое впечатление, что это – самая главная в стране проблема, которую нужно спешно решать. Ряд изменений, действительно, требовались, но как раз их-то и сделали через пень-колоду. Да и в целом ПДД стали менее понятными, допускающими различные «толкования». Что явно не улучшит жизнь водителей, особенно при разборе ДТП.
«Средство индивидуальной мобильности» (СИМ) – под этим понятием объединили всевозможные гироскутеры, электросамокаты, электровелосипеды, электроскейтборды и прочие моноколеса. Кататься на них можно лишь гражданам от 14 лет, по тротуарам – если масса данного аппарата менее 35 кг. И, в любом случае, не быстрее 25 км/ч.
Но далее начинаются сплошные непонятки. Как известно, ПДД опирается на КоАП, а в Кодексе эти самые СИМ не фигурируют в принципе. То есть, как и ранее, это «другие лица, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения». По сути, ответственности никакой, если вас поймают пьяным за рулём этого самого СИМ, то оштрафуют на 1000-1500 рублей. И всё!
Начали – это уже хорошо, СИМ действительно нужно вводить в правовую базу. Они совсем вне закона и, получается, пока там же остаются. Знак 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено» в ПДД ввели, хорошо. А дальше? Кто именно и как станет наводить порядок на тротуарах, велосипедных дорожках и иных местах, где катаются эти электрические транспортные средства – тоже непонятно. И где им кататься точно нельзя – аналогично. На моноколёсах, скутерах и прочих подобных аппаратах рассекают по торговым центрам, их можно встретить в переходах метро, даже в аэропортах. Вызывать в подземку ГИБДД? Допустим, хотя уже смешно. И как они будут ловить нарушителей, пешком?
Получается, что в дополнение к мотобатам в городах придётся вводить и СИМ-батальоны? В ряде стран Европы такие подразделения уже появились и, видимо, РФ придётся пойти по тому же пути. Хотя это и дорого, и сложно с технической стороны. Иными словами, пока одни вопросы.
Ещё больше вопросов стало по организации кругового движения, там полицейские решили всё окончательно запутать. Ранее было просто – правило «помеха справа» действовало со времён СССР. То есть нужно уступать дорогу тем, кто въезжает на круг. Потом этот самый круг зачем-то сделали главным. Теперь – ещё одно изменение. Дословно оно звучит так: «При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3 (круговое движение – «СП»), водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку».
А если на этом самом круговом движении стоит светофор, который, как известно, отменяет действие знаков приоритета? У меня зелёный – значит, главная дорога! Данный пункт ПДД никуда не делся.
«Формулировка стала более сложной. «Если водитель двигается по дороге, которая не является главной, то он должен уступить дорогу». Вот эта частица «не», скорее всего, водителем не будет восприниматься, и люди будут путаться, не знать, как проезжать круговое движение, и это очень печально. Скорее всего, это приведет к большему количеству аварий. Четвертый раз за 12 лет переписываются ПДД в рамках кругового движения. Переписывают только один этот пункт и никак не могут найти формулировку, которая будет понятна всем автомобилистам. Люди по-прежнему продолжают путаться в кругах», – говорит руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский.
Такое впечатление, что ГИБДД заинтересовано в росте аварий на дорогах. Да, звучит странно, но другое объяснение данных изменений ещё хуже – клинический идиотизм тех, кто разрабатывает такие правила. «Хотели как лучше, а получилось как всегда» ((с) В. Черномырдин).
«Бесконечная чехарда вокруг правил движения через перекресток с круговым движением создает путаницу и предпосылки для ДТП. Очевидно, очередное изменение, состоящее лишь из одной фразы «по дороге, не являющейся главной», направлено на более конкретное уточнение правил проезда таких перекрестков. Однако это опять же может внести сумятицу – водителям придется вспоминать, как именно определяется и обозначается главная дорога, а делать это при въезде на круговое движение – значит отвлекаться и рассеивать внимание при движении», – отметил адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода Выбора» Сергей Радько.
Как тут быть – непонятно. В принципе непонятно, особенно в ситуации со светофорами на круге. Плюс старые знаки, где круг обозначен главной дорогой, на новые их заменят отнюдь не сразу. Хоть объезжай такие перекрёстки стороной…
Что еще нового? Проверка на алкоголь без понятных теперь узаконена, но исключительно при проведении видеофиксации. Самому параллельно снимать на камеру смартфона тоже не запрещается. А то случаи разные бывают...
«Не отказывайтесь от освидетельствования, это сыграет против вас, но требуйте строгого соблюдения протокола данного мероприятия. Сперва оформляем, потом «дышим», никак не наоборот. Собственно, перед процедурой сотрудник ГИБДД обязан на камеру озвучить название прибора, чтобы в кадр попал его инвентарный номер, а также зачитать его, внятно. Требуйте сертификат о поверке данного прибора, тоже необходимо, чтобы реквизиты документа инспектор зачитал на камеру.
Далее вскрывается обязательно ФАБРИЧНО ЗАПЕЧАТАННАЯ трубка, вставляется в прибор. Всё фиксируется на камеру, включая упаковку трубки. Дышите. Показания прибора снимаются на камеру и тоже озвучиваются. Зачем такие сложности? А тут всё просто. Заранее вставленная трубка может быть «заряженной», то есть она обязательно покажет алкоголь. И инвестор начнёт вас разводить – либо составляем протокол, либо даёте ему деньги. Много», – объясняет совладелец столичной юридической конторы Михаил.
Всё остальное – мелочи. Нельзя останавливаться и парковаться на «островках безопасности», штраф – 500 рублей. В столице и иных «городах федерального значения» (стоит этот список изучить) – до 2500 рублей. Аналогично – на так называемых «направляющих островках», это новое понятие в ПДД. Тот самый треугольник при слияние (разделении) двух проезжих частей. Штраф тот же самый. В принципе, и ранее за это могли тоже оштрафовать, например, как «нарушение разметки».
Зоны платной парковки теперь будут выделяться прерывистой разметкой синего цвета. Содрано с Евросоюза. А как быть зимой, когда линии на асфальте не видны? Элементарно – смотреть на дублирующие знаки! Но смысл разметки, которая более полугода не действует, тогда теряется.
В целом законотворчество ГИБДД получилось так себе, с уклоном в минус. Более того, полицейские сами признаются, что местами запутались. С теми же СИМ. Ведь есть ещё и понятие «мопед», который может быть электрическим (мотор свыше 0,25 кВт и до 4 кВт), а на него нужны права категории «М». Помимо этого, требуется шлем, да и пьяным уже за 1000 рублей не покататься.
«Не работает эта простая формула, согласно которой если двигатель мощнее 250 Вт, то такое средство «автоматом» становится мопедом. Это не так. Мопед – это объект технического регулирования. Если СИМ в результате проверки отнесут к мопеду с помощью экспертиз – только в таком случае он и будет считаться мопедом. Потому как очертить рамки трудно.
У ГИБДД есть набор инструментов для измерения скорости и массы СИМ. Все возможности для замеров есть. Но никто не будет гоняться по тротуарам за СИМ с радарами. Правила пишут для законопослушных людей», – говорит начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин.
Перевод данной цитаты на понятный язык невозможен. Судя по всему, вскоре стоит ждать очередной редакции ПДД. Где попытаются эти ляпы убрать. И, скорее всего, опять по-новому отрегулируют круговое движение. Традиция, однако. Поэтому нужно относиться к нынешнему документу философски и не паниковать. Пока ничего страшного не произошло. Ждём-с...