Когда электромобили перестанут быть экзотикой на дорогах России
В марте в России ввели бесплатный проезд для электромобилей по платным федеральным трассам, а в ПДД внесли новый дорожный знак, обозначающий зарядку для электромобилей. Ранее правительство РФ расширило число регионов - участников пилотного проекта создания зарядной инфраструктуры для электротранспорта, теперь их 40. Здесь бизнесу субсидируют строительство электрозаправок.
Утвержденная кабмином дорожная карта предполагает, что к 2030 году в России доля электромобилей в общем производстве транспортных средств достигнет 10 процентов, а на дорогах страны будет не менее 72 тысяч электрозарядных станций (ЭЗС). Сейчас их, по данным экспертов отрасли, около 1600.
Электрозаправки на пути к Байкалу местным жителям привычны, а туристов-иностранцев удивляют. Фото: Ольга Бухарова
"Сегодня до 80 процентов вредных выбросов в атмосферу в городах-миллионниках приходится не на промышленные предприятия, а на наш автотранспорт. По этой причине переход на электротранспорт в мире через 7-10 лет неизбежен", - считает гендиректор компании "Мой Автопрокат" Дмитрий Матвеев. По данным агентства "АВТОСТАТ", на первое января 2023 года в стране было зарегистрировано 20,66 тысячи легковых электромобилей. Каждый шестой числится в Москве, на втором месте по числу таких авто находится Приморский край (1,7 тысячи), на третьем - Иркутская область (1,64 тысячи).
Кроме того, этот рынок сейчас активно растет в Сахалинской области, где развитием зарядной инфраструктуры занимаются с 2020 года. За последний год число электромобилей на Сахалине увеличилось почти на 20 процентов и достигло 315. Этому способствуют льготы - с 2022 года в области отменили транспортный налог на такие машины, а водители могут бесплатно парковаться на платных муниципальных парковках. "К тому же на 30 процентов снижена стоимость покупной электроэнергии для юридических лиц, которые занимаются зарядкой электротранспорта", - сообщил замминистра энергетики региона Илья Колосков.
"Nissan Leaf купил четыре года назад, - поделился Дмитрий Смирнов, автовладелец из Охи. - Машина проявила себя отлично, пережив все морозы и бураны без теплого бокса. Ежедневно проезжаю до 15 километров. Заряда хватает примерно на неделю, обходится одна заправка в 60 рублей - столько же примерно стоит один литр бензина".
В Приморье же, несмотря на второе место по количеству электромобилей, ЭЗС недостаточно, хотя устанавливать их начали еще в 2019 году. Сейчас заправок всего около 30. Небольшое количество станций связано с долгим периодом окупаемости, считают краевые власти. Регион планирует выделить 55,2 миллиона рублей на строительство более 40 ЭЗС в 2023-2024 годах. "Сейчас развивается направление быстрых зарядных станций. Но для резкого роста числа электромобилей необходимо создавать придомовую медленную зарядную инфраструктуру", - считает руководитель направления развития EV проектов Сибирской генерирующей компании Андрей Витковский.
В Новосибирской области зарядную инфраструктуру создает частная энергетическая компания. На предприятии отмечают, что станции в основном размещены в местах, где водитель может совместить зарядку автомобиля с делами и досугом. В министерстве ЖКХ и энергетики региона отмечают, что при установке станций предприниматели сталкиваются с различными проблемами, связанными с насыщенностью городской среды инженерной инфраструктурой, пересечением коммуникаций, выделением доступной точки подключения.
Низкую стоимость электроэнергии в Иркутской области называют одной из причин того, что регион оказался на третьем месте по числу электромобилей
"Чтобы водители охотнее пересаживались на электромобили, надо сделать эксплуатацию авто экономически выгодной. Энергия на зарядных станциях должна быть бесплатной, тогда как сейчас на многих ЭЗС она отпускается не по себестоимости, а с учетом затрат на содержание всей зарядной инфраструктуры", - считает гендиректор компании "Системы автономной энергии" Антон Мухин. Именно низкую стоимость электроэнергии в Иркутской области эксперты называют одной из причин того, что регион оказался на третьем месте в России по числу электромобилей. Стоит добавить, что в области ЭЗС активно строят в сторону Байкала. "Огромное преимущество нашей страны - стоимость электричества. Жителям Иркутской области стоит особенно позавидовать - у них цена одного киловатта электроэнергии составляет всего 1,23 рубля", - отмечает эксперт в сфере автобизнеса Илья Назаров.
Кстати, курортная федеральная трасса М-4 "Дон" также попала в пилотный проект создания ЭЗС. Так, в Тульской области в прошлом году на М-4 "Дон" установили четыре быстрые ЭЗС. В этом году планируется оснастить зарядной инфраструктурой автодорогу М-2 "Крым". Григорий Ребров, занимающийся подбором и покупкой автомобилей в Европе и Америке, говорит, что летом в городе одной зарядки ему хватало на 300-350 километров, на трассе - на 400-450 километров. Известие о расширении зарядной инфраструктуры он воспринял с воодушевлением.
На Кубани сейчас работает 122 электрозаправки. Активнее всего ЭЗС создают в курортных городах. "В 2022 году мы сконцентрировались на пути из Финляндии в Сочи и установили быстрые ЭЗС в Ленинградской области, а также в южных регионах в рамках федерального проекта создания электрозарядной инфраструктуры, - рассказывает исполнительный директор компании Sitronics Electro Андрей Гурленов. - Развитие станций для электромобилей связано с созданием целого пула специализированного программного обеспечения и внедрения его на рынке".
Стоит отметить, что 105 краевых ЭЗС - быстрые. На такой точке водители могут зарядить свой электромобиль на 80 процентов за 20 минут.
Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Екатерина Ковалевская
Сейчас на рынке России самый дешевый новый китайский электромобиль стоит около 2,8 миллиона рублей. Отечественные "Москвич 3е" и Evolute i-Joy обойдутся в 3,5 миллиона, а Evolute i-Pro - в три миллиона, еще одна китайская модель - в 3,7 миллиона, остальные электрокары стоят намного дороже. "В России автокредит с льготными условиями, включая скидку до 25 процентов на покупку электромобиля, доступен только определенным категориям покупателей. Для дальнейшего роста спроса на электромобили условия программы субсидирования нужно расширять", - считает гендиректор компании - производителя зарядных станций для электромобилей "Яблочков" Алексей Моторенко. А по мнению Ильи Назарова, нужно вернуть льготу, которая действовала до 2022 года, - нулевые таможенные пошлины для электромобилей.