Российский авторынок показывает все больше признаков восстановления и готов перейти к росту
Судя по всему, март стал последним месяцем, когда отмечалось падение российского авторынка. Уже начиная с апреля кривая продаж должна пойти вверх, однако рост будет относительным, ведь он основан на рекордно низкой базе прошлого года, говорят эксперты.
Российский авторынок показывает все больше признаков восстановления - последняя неделя марта стала лучшей по объему реализации за последний год. Тем не менее по итогам всего месяца продажи новых автомобилей все еще остались в минусе. Как сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК", в марте россияне приобрели 69,9 тыс. легковых машин, это на 11% меньше, чем годом ранее.
Правовые аспекты эксплуатации транспорта эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"
Заметим, что в конце февраля был исчерпан бюджет программы льготного автокредитования, а возобновлена она была как раз в последних числах марта. Таким образом, результат прошлого месяца демонстрирует рыночный уровень спроса без учета господдержки. Безусловно, госпрограмма влияет на рынок, говорит директор по развитию и корпоративному управлению компании "Нижегородец" Алексей Макаров.
"В те месяцы, когда программа льготного автокредитования заканчивается, спрос резко падает и покупатели ждут, когда господдержка возобновится", - констатирует Макаров.
Положительный результат продаж в 2023 году будет при любом раскладе, но он основан на очень низкой базе прошлого года
По его мнению, эта неравномерность неблагоприятно сказывается на рынке: не позволяет планировать на долгое время вперед. Глобальная задача по поддержке отрасли, скорее, должна состоять не в стимулировании спроса со стороны государства как ситуативной "инъекции", а в системной работе над снижением ценообразования и созданием конкуренции на рынке между производителями, считает эксперт.
В свою очередь, директор по развитию ГК "Прагматика" Александр Шапринский отмечает, что по состоянию на март 2023 года из России ушло около четырех десятков автомобильных брендов, которые присутствовали на рынке в марте прошлого года, а пришло около 10 новых марок. Было очевидно, что нынешний март окажется по объему продаж новых машин хуже прошлогоднего. Но в целом автомобильный рынок в марте 2023 года можно оценивать с позитивной точки зрения.
Всего с начала года продажи новых автомобилей в нашей стране составили 171,3 тыс. единиц, что на 35% ниже показателя за январь - март 2022 года. Однако уже с апреля российский авторынок, скорее всего, начнет демонстрировать рост, который сохранится и по итогам всего года, ожидают эксперты "Автостата".
Дело в том, что как раз в апреле прошлого года рынок новых легковых автомобилей в России упал до очень низких значений (менее 30 тыс. шт.), а отметку в 50 тыс. единиц он преодолел лишь в ноябре. Таким образом, в апреле 2023 г. (при сохранении текущих тенденций) авторынок способен выйти "в плюс" и продолжать показывать рост до конца года.
Согласно базовому прогнозу "Автостата", в 2023-м будет продано 780 тыс. легковых машин (+25%). В случае оптимистичного развития событий рост может составить и 39% - до 870 автомобилей. Негативный сценарий предусматривает реализацию 630 тыс. машин (+0,5% к 2022-му).
Таким образом, положительный результат продаж должен быть при любом раскладе, однако нужно иметь в виду, что это обусловлено исключительно низкой базой прошлого года, который стал худшим в истории российского авторынка. По сравнению же с докризисным 2021 годом (более 1,5 млн машин) уровень продаж в нынешнем году будет примерно вдвое ниже.
"Низкая база - это ситуация, когда мы будем видеть цифры, которые не будут отражать реальный тренд. Прежде всего потому, что низкая база была сформирована не рынком, а внешними факторами и покупательским поведением, основанном на эмоциях. Но для статистики это, безусловно, будет положительный тренд", - комментирует генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.
По мнению руководителя дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Дениса Решетникова, объемы реализации новых автомобилей в этом году будут зависеть от нескольких факторов: экономическая и политическая обстановка, курс рубля, доступность моделей у дилеров, платежеспособность россиян. При этом основным фактором останется ценовая политика производителей. Чем доступнее будут автомобили по цене с учетом расширения ассортимента не только китайскими, но и отечественными и иранскими моделями, тем выше будет уровень продаж по итогам года.