Российским компаниям хотят разрешить производство аналогов заграничных автозапчастей

Не исключено, что вскоре в стране легализуют производство запасных частей для импортных автомобилей. При этом все предприятия, которым может быть разрешено их выпускать, должны быть сертифицированы и соответствовать определенным требованиям. Такой законопроект, возможно, будет внесен в Госдуму до конца весенней сессии. Об этом «Парламентской газете» сообщил председатель думского Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков 22 мая. В то же время тема использования бывших в употреблении автокомпонентов требует, по его словам, более жесткого регулирования, так как сопряжена с возможными злоупотреблениями.

АвтоВАЗу это тоже пригодится

В условиях санкций дилеры, ремонтирующие автомобили, станции техобслуживания и страховые компании столкнулись с проблемой отсутствия запчастей и разрыва логистических цепочек их поставок в нашу страну. В начале апреля с предложением ремонтировать автомобили по ОСАГО с использованием бэушных запчастей выступил замминистра финансов Алексей Моисеев. При этом он отметил, что с точки зрения безопасности это возможно не для всех видов автомобилей.

В свою очередь, Банк России считает необходимым ввести госконтроль оборота такого рода автозапчастей, заявил директор департамента страхового рынка ЦБ Илья Смирнов в интервью РИА «Новости». Это требуется, чтобы не провоцировать угоны машин и не ухудшить криминальную обстановку.

Скорейшему решению проблем с импортозамещением в различных отраслях, в том числе автопроме, помогло бы расширение финансовой поддержки, считает глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. «Чем больше доступных финансовых ресурсов будет представлено реальному сектору, тем быстрее будет решена задача, поставленная президентом по технологическому суверенитету нашей страны», — сказал депутат в беседе с «Парламентской газетой».

С другой стороны, с нехваткой автозапчастей для иномарок на отечественном рынке можно справиться сравнительно быстро и без обращения к использованным деталям, считает Анатолий Аксаков. В России, по его словам, есть организации, которые могут обеспечить изготовление таких запчастей на качественно высоком уровне, «не отличающемся от зарубежного».

«То есть мы говорим не о бэушных изделиях, — уточнил он. — Тема использования бывших в употреблении компонентов требует более жесткого регулирования. Там могут быть злоупотребления. Мы обсуждаем вопрос о легализации производства запасных частей для импортных автомобилей».

При этом все подобные организации, которым может быть разрешено выпускать аналоги импортных запчастей, должны быть сертифицированы и соответствовать определенным требованиям, добавил Аксаков.

Прежде чем приступать к выпуску запчастей для иностранных автомобилей, по-хорошему, следовало бы сначала урегулировать законодательно вопросы, связанные с интеллектуальными правами, сказал «Парламентской газете» председатель российского общества автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов, Впрочем, общественник допускает новацию «как некоторую временную меру в условиях санкций» и без урегулирования вопросов с правообладателями.

«Принятие такого законопроекта и фактическая легализация производства автокомпонентов в стране, думаю, привлечет определенные инвестиции в отрасль. Полагаю, здесь будет какой-то рост и, соответственно, снижение проблематики, связанной с недоступностью запчастей. Но при этом необходимо обеспечить контроль за качеством продукции, чтоб не возникло проблем с совместимостью автокомпонентов», — пояснил эксперт.

На АвтоВАЗе инициативу нашли достойной внимания. Как пояснил «Парламентской газете» официальный представитель автоконцерна Сергей Ильинский, ранее компания взяла на себя обязательства по гарантийной и послепродажной поддержке российских владельцев автомобилей Renault ​ и Nissan. «В этом разрезе мы готовы рассмотреть возможность использования автозапчастей, которые будут производиться в России для этих марок, если они, конечно, будут соответствовать требованиям качества и конкурентными по цене», — уточнил он.

Производителям нужны инвестиции

Еще один способ решения проблемы нехватки импортных автозапчастей предложили в Совете Федерации. Глава комитета палаты регионов по экономической политике Андрей Кутепов разработал законопроект об увеличении срока ремонта автомобиля по ОСАГО с 30 до 45 дней, в том числе в связи «с проблемой отсутствия запчастей и разрыва логистических цепочек», сообщает ТАСС.

Сенатор в пояснительной записке напомнил, что «вектор, взятый до 24 февраля 2022 года, направленный на получение владельцем автомобиля восстановленного транспортного средства после ДТП, становится сложным к исполнению».

На выполнение страховыми компаниями своих обязательств влияют и сроки проведения восстановительного ремонта транспортного средства. Сейчас время, за которое нужно привезти запчасти и отремонтировать автомобиль, не должно превышать 30 дней, уточняется в законопроекте. В силу того, что в текущей ситуации соблюдение указанных сроков зачастую становится невозможным, страховщики вынуждены расторгать договоры со станциями технического обслуживания, говорится в пояснительной записке.

Помимо смещения сроков ремонта по ОСАГО, в условиях ухода иностранных автопроизводителей с российского рынка и нехватки комплектующих власти обсуждают создание индустрии восстановления запчастей. В Совете Федерации поддержали эту инициативу, пишут «Известия» со ссылкой на зампредседателя Совфеда Николая Журавлева.