Войти в почту

Как в Татарстане разрабатывают автомобили нового поколения

Беспилотные магистральные тягачи КамАЗ начнут перевозить грузы по маршруту Санкт-Петербург - Москва по трассе М-11 с 14 июня. Также в этом году в свободной экономической зоне запустят площадку для тестирования беспилотных технологий. Плюс ко всему в Татарстане разрабатывается собственный электромобиль.

Как в Татарстане разрабатывают автомобили нового поколения
© Российская Газета

О том, какие технологии в Татарстане могут изменить жизнь всех россиян - в материале корреспондента "РГ".

Водитель без машины

Запуск новой беспилотной трассы состоится в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума. Об этом корреспонденту "РГ" на XIV международном форуме "Россия - исламский мир: KazanForum 2023" сообщил главный конструктор инновационных автомобилей - руководитель службы ПАО "КАМАЗ" Сергей Назаренко.

- Понятно, что пока длится тестовый режим, водитель в автомобиле необходим, но только как оператор, - пояснил он. - Машина же будет выполнять перевозки самостоятельно. К 10 июня планируем завершить сертификацию большегрузов, и в середине июня на трассу выйдут четыре из шести сертифицированных грузовиков.

Автомобили-роботы тестировали на заводском полигоне и на трассе между Нижнекамском и Набережными Челнами. Движение беспилотников по М-11 стало возможным благодаря принятому в стране экспериментальному правовому режиму. Но руководство автогиганта уверено, что на этом эксперимент не закончится.

- Следующим шагом планируем запустить движение по трассе М -12 и соединить Москву, Казань, Екатеринбург и Новосибирск, - говорит Сергей Назаров. - Безусловно, это уже гораздо большие расстояния, и количество грузовиков, которые должны перевозить совсем другой объем грузов, увеличится. М-12 - это современная трасса, на всем протяжении покрытая мобильной связью, что очень важно для движения беспилотников.

КамАЗ вошел в проект "Маяк: беспилотные транспортные коридоры", который реализуется в два этапа. Первый предполагает движение высокоавтоматизированных транспортных средств по М-11. А второй охватит 19,5 тыс. км и должен завершиться к 2030 году.

"Атом" не катит

Удивительный электромобиль "Атом" красовался в холле Kazan Expo на международном экономическом форуме KazanForum 2023. И сверкает фарами, и блестит светом своим проникновенным, и номер 1 есть на кузове. Единственный минус - хетчбэк пока не катит. Точнее, не едет. Но все равно прототип публике решили показать. Машину две недели назад презентовали общественности в Москве.

Пока организаторы заявляют, что настоящий концепт сделают к концу лета и те машины уже будут вполне себе полноценные, на ходу. В Казани же представили даже не трейлер, а скорее тизер робототехники. Даже на вопрос "Где вы будете мастерить свои игрушки" директор по IT-продуктам "Атома" Дмитрий Агеев уклончиво ответил, что рассматриваются все существующие промышленные площадки.

- Не на оставшемся ли после "Соллерса" в Набережных Челнах заводе?

- Мы и эту площадку рассматриваем как перспективную, - уклончиво ответил специалист, как бы намекая, что "брошенок" от иностранцев осталось в России сейчас немало. - О том, где будем собирать электрокары, объявим в конце июня.

Нет конкретики и в цене новинки - "в пределах рыночной стоимости". Хотя и так понятно, что у этой компании "уши торчат" из Набережных Челнов. Это стартап гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина и миллиардера Рубена Варданяна. Даже гендиректор АО "Кама" Игорь Поваразднюк в прошлом был менеджером блока развития перспективных проектов КАМАЗа.

- Это полностью российская компания, российские разработчики, инженеры, которые создают инновационный продукт, - говорит Игорь Поваразднюк. - "Росатом" - наш партнер по разработке нескольких ключевых компонентов электромобиля, а именно аккумуляторных батарей (их собираются производить в 2025 году в Калининградской области) и электропривода. Мы планируем начать серийное производство в 2025 году. Помимо России будем стараться выйти на рынок Китая, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Гаджет на колесах

Так в чем же фишка нового российского электромобиля?

- Мы его называем гаджетом на колесах, - отмечет Игорь Поваразднюк. - Это автомобильная эволюция. Переход от просто автомобиля к самодвижущемуся "смартфону". Когда основная ставка делается не на самой машине, хотя и здесь мы заложили большое количество современных технологий.

В частности, рулевую систему ADAS (Advanced driver-assistance systems - усовершенствованная система помощи водителю. - Прим. ред.). В ней есть функция удержания в полосе, следования в пробке, функция автоматической парковки, а также системы распознавания дорожных знаков и непредвиденных ситуаций для водителя и пассажиров. Машина снабжена хорошей высоковольтной системой с устойчивостью к российскому климату.

- Ставка больше делается на программном обеспечении операционной системы Atomverse, которая даст возможность внешним разработчикам размещать созданные ими приложения. Вместе с лабораторией Kaspersky мы создаем гиперзащитную систему от хакеров, - рассказал Поваразднюк.

То есть автомобиль становится гаджетом, который позволяет внешним производителям писать приложения на борт машины, чтобы создать ту же самую персонализацию пользователя. В кардшаринге, к примеру, автомобиль всегда будет ощущаться клиентом как собственный, поскольку его цифровой профиль подгружается на борт машины, настраивает ее как с точки зрения эргономики, так и с точки зрения предпочтений: громкости и репертуара звуков, вида иконок на панели приборов.

За дизайн автомобиля отвечали как российские, так и итальянские специалисты. Как бы там ни было, машина получилась более чем любопытной и вызвала большой интерес у публики.