«Километр идеальной дороги отремонтируют за 200 миллионов». Как договор мэрии Тюмени с ТОДЭП вызвал конфликт с ОНФ
Более 206,8 млн рублей получит компания, с которой будет заключен контракт на ремонтные работы 1,2-километрового участка на улице Ставропольской в Тюмени. Таковы результаты аукциона, организованного МКУ «Муниципальные закупки». Заказчиком выступает департамент дорожной инфраструктуры и транспорта администрации Тюмени.Как следует из документов на сайте «Госзакупки», администрация намерена выплатить деньги за «выполнение работ по ремонту улицы Ставропольская от улицы Московский тракт до ЖК «Тесла Парк» (две полосы движения с пешеходным тротуаром и остановками). На участие в аукционе было подано две заявки, при этом одна из них была признана несоответствующей условиям. Таким образом, процедура была признана несостоявшейся, а контракт планируется в ближайшее время заключить с участником, предложившим выполнить работы за 206,8 млн рублей. В документах указано, что им станет АО «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие» (АО «ТОДЭП»). В настоящий момент соглашение находится в стадии подписания.Стоит отметить, что администрация и ранее сотрудничала с ТОДЭП и ранее, причем не всегда конструктивно. Так, к примеру, осенью 2021 года чиновники обращались в суд с требованием взыскать с подрядчика несколько миллионов рублей. А в 2020 году еще один контракт с компанией также вызвал пристальный интерес ОНФ. Тогда общественники обратили внимание на работы километрового участка на улицах Веселой и Фирменной, указывая на завышение суммы соглашения, причем трасса в дорогостоящей реконструкции не нуждалась. Прокуратура согласилась с точкой зрения активистов, выдав управленцам представления об устранении нарушений закона.Спустя три года история, не исключено, может повториться. Ремонт участка на Ставропольской также вызвал вопросы у «Народного фронта». Активисты вновь сочли цену будущего соглашения завышенной, одновременно отметив, что участок находится в идеальном состоянии.«Выявили аукцион более чем на 200 миллионов на ремонт улицы Ставропольская от Московского тракта до ЖК «Тесла парк» протяженностью чуть более одного километра. Мы выехали на место, чтобы посмотреть на состояние этой автомобильной дороги. Увидели идеальное асфальтобетонное покрытие. К сожалению, это процедура упрощенная и размещен только сводный сметный расчет. Мы не смогли найти проект этих работ и не можем определить, какие работы будут выполнены на этом участке. Отправим соответствующие запросы, чтобы уточнить, какие именно работы заказчик собирается здесь выполнить», - сообщил в официальном телеграм-канале регионального отделения ОНФ член штаба организации Артем Хасанов.Появление информации о возможной «серой схеме» в рамках дорожного контракта с ТОДЭП вызвало общественный резонанс. Стоит отметить, на эту информацию оперативно отреагировали и в городской администрации. Разъяснения дал заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Алексей Васенин. По его словам, речь не идет о ремонте самой дороги, хотя в названии аукциона упомянуты «две полосы движения».«Участок улицы Ставропольской от Московского тракта до гаражного кооператива находится в нормативном состоянии. Его ремонтировали около трех лет назад и в новом ремонте покрытие не нуждается. Ни в коем случае оно переустраиваться не будет. Мы планируем обеспечить пешеходные связи от Московского тракта до социального объекта – школы – и до «Тесла парка», - сказал представитель заказчика.По словам Алексея Васенина, в список работ также войдут восстановление ливневой канализации, обустройство наружного освещения и пешеходных переходов, а также обеспечение связи с общественным транспортом до «Тесла парка». Кроме того, должны появиться остановочный комплекс и парковка в районе школы. Все работы должны быть выполнены до 15 октября текущего года. По каким причинам все эти работы не были указаны в названии аукциона, а вместо этого там присутствует ремонт «полос движения» чиновник не пояснил. Также не был упомянут проект работ, о котором говорили активисты с приложением их сметной стоимости. Необходимо отметить, что ТОДЭП, подконтрольное Департаменту имущественных отношений Тюменской области, является одной из крупнейших структур, работающих в сфере регионального дорстроя. Предприятие обладает портфелем госконтрактов на сумму 190,4 млрд рублей. По итогам 2022 года ТОДЭП обладало балансом в 17,8 млрд, выручка достигла 20,3 млрд, а чистая прибыль – 206,2 млн рублей. При этом дорожники перманентно сталкиваются с претензиями различных надзоров из-за некачественного содержания автомобильных трасс, что не мешает им в освоении новых многомиллионных подрядов.Так, к примеру, в конце апреля ТОДЭП получило от департамента дорожной инфраструктуры и транспорта контракт на строительство улицы и дороги в границах Губернской, Закалужской и Московского тракта на 123,3 млн рублей. А в марте предприятие заключило договор на 362,4 млн на строительство улиц в квартале Алебашевская – Дружбы – Мельникайте – река Тура. Соглашения же с муниципалитетами подписываются практически еженедельно.Своими оценками нового конфликта общественников и властей города делятся собеседники агентства в депутатском корпусе. По мнению источника агентства, вероятной его причиной могло стать некорректное составление документов закупки.«Лично я, откровенно говоря, не вполне верю в независимость ОНФ. Но в данном конкретном случае могу сказать так: если «Народный фронт» нашел нарушение, значит, он должен был его найти. При этом я вполне допускаю, что документация для проведения этого аукциона действительно была составлена некачественно, на «троечку», так скажем. При всем уважении ко всем участникам этой ситуации, считаю, что это далеко не единственный случай, когда документы делаются некорректно, что потом и вызывает такие споры. Даже не исключаю, что с помощью ОНФ и решили поднять эти вопросы», - говорит представитель депкорпуса, предпочтя общаться в закрытом режиме.В то же время источники УралПолит.Ru в дорстрое Тюменской области, оценивая конфликт активистов и чиновников, также склонны полагать, что причиной его, в первую очередь, стали недоработки со стороны организаторов электронного аукциона, а также скрытая информация о проекте.«В целом доводилось видеть жалобы горожан, говоривших, что по Ставропольской на этом участке можно ходить только по проезжей части. Там действительно нет толком оборудованных тротуаров и другой инфраструктуры. На мой взгляд, если бы МКУ «Муниципальные закупки» изначально бы обнародовало информацию о планах работ и проекте, то уже на стадии мониторинга вопросы бы не возникли. А так проявился интерес ОНФ, запросы, возможно, дальнейшее развитие. Что касается цены, то тротуары, ливневка, переходы, освещение, остановки, думаю, вполне могут потянуть на эту сумму, но тут нужно смотреть смету, которой никто не видел», - рассуждает отраслевик.По его словам, у потенциальных участников аукциона должно быть четкое представление о характере и объемах будущих работ, что из самого названия понять практически невозможно. В результате это может привести в дальнейшем к конфликтам между заказчиками и подрядчиками, стремящимися сбить цену. «Тут, конечно, можно предположить, что вся документация не была изначально выложена либо умышленно, либо в силу недостаточной квалификации», - констатирует дорожник. В то же время собеседники издания высказывают и альтернативные мнения относительно возникшей конфронтации. Так, источник агентства, близкий к управленческому аппарату Тюмени, предполагает, что «таким образом «Народный фронт» решил напомнить о своем существовании». С его точки зрения, ОНФ в последние пару лет в значительной степени утратил свое влияние, переключившись на другую повестку, а подобные заявления, скорее, носят характер PR-акций.«Не думаю, что с этого контракта кто-то хотел что-то получить, то есть, в его коррупционную составляющую. Обе структуры, и заказчик, и подрядчик, находятся под постоянным вниманием надзорных органов – от прокуратуры до Счетной палаты и МВД, о чем свидетельствуют, к слову, постоянные предостережения в адрес ТОДЭП. Это не бизнес, это госструктуры. На мой взгляд, тут все проще. ОНФ нужно время от времени напоминать о себе, в последние годы они все меньше попадают в повестку, а сейчас и вовсе сосредоточились на теме поддержки СВО, что не особо входит в спектр их обычных интересов. Но нужно периодически показывать, что организация жива, и заявлять о себе. Думаю, этот конфликт из того же ряда», - считает источник УралПолит.Ru.По мнению управленца, ранее «Народный фронт» специализировался и делал себе имя на борьбе с коррупцией и непрофессионализмом чиновников, но в последнее время его активность в этом направлении значительно снизилась, что «заставляет думать в конкретной ситуации о PR-составляющей». «ОНФ важно заработать какие-то очки в связи с непростым положением с его собственными рейтингами. Поэтому, думаю, нашли аукцион с малопонятным описанием, что, конечно, может вызвать вопросы к его организаторам, и подняли его на повестку дня. Да и, заметьте, трогают они тут даже не саму администрацию, а одно из подразделений. Так что имеем на текущий момент довольно травоядный конфликт, который как бы устраивает всех», - заключает собеседник издания.В самом ОНФ сейчас ждут ответов от представителей администрации относительно будущих работ на объекте.УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий.Автор: Александр Филиппов