В Екатеринбурге подорожала эвакуация авто: С чем это связано и во сколько обойдется спецстоянка
С 1 июня за перемещение легковушки на спецстоянку жителям Свердловской области придется платить почти 2,9 тысячи рублей вместо 1,6 тысячи. Естественно, водителей новость не обрадовала: встать в центре Екатеринбурга и так крайне сложно, а тут еще и цена неправильной парковки подпрыгнула. Почему столь резко? Как выяснила "РГ", потому что до этого тариф очень долго не пересматривали.
Стоимость таких услуг утверждает государство (в Свердловской области это Региональная энергетическая комиссия - РЭК) по предложению самих предпринимателей. Прежний тариф - 1649 рублей - держался без изменений пять лет. Сумму увеличили только тогда, когда участники рынка смогли обосновать в РЭК свои возросшие траты. Хотя коммерсанты вообще предлагали плату за перемещение легковушки поднять до 5000 рублей, а за хранение машины на спецстоянке - до 130 рублей в час. Вероятно, запрашивали с запасом. РЭК провела свои расчеты, опираясь на методику ФАС, учла основные статьи расходов: аренду парковки и видеокамеры, наличие и обслуживание эвакуаторов, стоимость ГСМ, зарплату водителей, спецодежду... В итоге утвердили 2857, а почасовую плату за хранение - 33 рубля. К слову, в других муниципалитетах региона цена стала такой же, как в Екатеринбурге, хотя ранее там платили за эвакуацию 655 рублей. Так что в глубинке цена выросла и вовсе в четыре раза.
В Екатеринбурге шесть спецстоянок, на которые увозят оказавшиеся не в том месте машины. Чтобы забрать "ласточку", ее владельцу придется заплатить еще и штраф за неправильную парковку - 3000 либо 5000 рублей. Эта сумма уходит в бюджет, а деньги за транспортировку и хранение получает собственник стоянки. Насколько выгоден этот бизнес, мы попытались узнать у участников рынка. Конечно, чистую прибыль никто из собеседников не раскрыл, ссылаясь на коммерческую тайну. Но из чего складываются доходы и расходы, понять можно.
Один из сотрудников спецстоянки на улице Амундсена, назовем его Андрей (он не захотел обнародовать настоящее имя), занимается принудительной эвакуацией машин из спальных районов Екатеринбурга - Академического и Солнечного. Он рассказал, что за день погрузчик совершает 5-10 рейсов. Бывает, машина работает совместно с инспекторами ГИБДД в течение 4-6 часов. Умножив даже на прежний тариф, получаем 240-300 тысяч рублей в месяц, а за год - примерно три миллиона. Но расходы съедают почти всю эту сумму, утверждают предприниматели. Играет роль и сезон: зимой, в гололедицу, услуги эвакуаторов требуются чаще, так же, как и в дни массовых праздников, когда в мегаполис приезжают водители со всей области, незнакомые с реалиями местных дорог.
Если в фирме только один эвакуатор, то чаще всего для нее это основной доход. Но не будем забывать, что такие компании дополнительно подрабатывают на вывозе сломавшихся машин или эвакуации транспорта после аварий. А это еще две-три тысячи за каждый выезд (здесь действуют рыночные расценки - в среднем от 900 до 2000 рублей за вызов плюс оплата по километражу). По словам Андрея, у его коллег, работающих в центре города, нагрузка еще выше - по 19-20 выездов в день на машину. Но это вовсе не означает, что деньги они гребут лопатой.
- По моим расчетам, наши расходы больше той суммы, которую сейчас утвердила РЭК. Этот тариф при изменившихся ценах на запчасти лишь позволит фирмам остаться на плаву. К примеру, вся наша заначка на ремонт эвакуатора просто "съелась": ценники на надежные детали подскочили заметно, а хороший мастер, который сделает сверхсрочную работу, естественно, возьмет дороже, - рассуждает специалист. - На новую машину надо накопить 12-15 миллионов, а работать на старых ничуть не выгоднее. Чаще всего у них крепежные системы изношены настолько, что, если водитель недостаточно опытный, рискует повредить автомобиль при погрузке.
Состояние техники в этом бизнесе играет ключевую роль. Так, представитель компании из Тюмени Павел рассказал "РГ", что смог выиграть тендер на три года благодаря тому, что в его гараже исключительно современная техника с крановыми установками, позволяющими захватывать машину штрафника сверху, не повредив соседние авто. Парк успели обновить еще по прежним ценам несколько лет назад, как и обустроить площадку на 4000 квадратных метров.
Своей математикой поделился и руководитель коммерческой фирмы из Первоуральска. Он более пяти лет в этом бизнесе и калькуляцию основных расходов знает назубок. Так, новый не самый дорогой манипулятор обойдется в 9-10 миллионов, подержанный - раза в три дешевле. Его обслуживание - примерно 70-80 тысяч рублей в месяц. К этой сумме нужно прибавить оплату труда трех-четырех наемных водителей, ведь машина работает круглосуточно, а это еще 50-60 тысяч на руки каждому. Плюс траты на аренду парковки и ее содержание: освещение, очистку от снега зимой, всесезонную охрану. Еще две дополнительные статьи расходов - продвижение-реклама и… судебные тяжбы. Последние напрягают предпринимателей даже больше, чем все прочие.
- Несмотря на то что весь процесс эвакуации записывается на видео, многие водители спешат оспорить в суде само решение о перемещении машины, а тем более механическое повреждение. Если при транспортировке появляется малейшая царапина, сразу бегут в суд, - делится наболевшим эвакуаторщик. - Поэтому наш бизнес сложно назвать прибыльным. Думаю, повышение тарифов поможет немного дисциплинировать водителей. А вот заметно увеличить наш доход не получится.
Как рассказали игроки рынка, методика формирования тарифов отличается в разных регионах. Например, в Москве расценки зависят от количества "лошадей под капотом", а в Сибири и на Урале - от категории эвакуируемого транспорта. Кстати, в Тюменской области тарифы тоже повысили не так давно, в марте нынешнего года, правда, не столь резко - с 2229 рублей до 2508.
- Смысл не в том, чтобы содрать с нерадивых водителей побольше денег, а в том, чтобы приучить их не загромождать проезд там, где и так всегда тесно: как правило, это все основные магистрали мегаполисов. Но ментальность наших людей такова: "Я быстренько, я на пять минуточек, никто и не заметит". Но чаще всего эти пять минут затягиваются. Пока не привыкнут продумывать парковку заранее, так и будут платить, - объясняет тюменец Павел.
Екатеринбургский автоэксперт Дмитрий Ларионов считает, что действующая бизнес-модель фирм, специализирующихся на эвакуации, не идеальна. Но со временем регулируемый тариф (оплата принудительной меры) будет подтягиваться к рыночной стоимости услуги - и только это позволит простимулировать новых игроков рынка.
- На самом деле хотелось бы видеть эвакуаторы на улицах города гораздо чаще, потому что количество нарушений кратно выросло. К примеру, мы вместе с собственниками жилья установили у въезда во двор знак, запрещающий парковку. Его нередко игнорируют. Но если в 2018-2019 годах эвакуатор приезжал в течение часа-двух, то сейчас может и за ночь не приехать. Объясняют ситуацию тем, что машина всего одна, а на выезды уже очередь, - приводит пример Ларионов.
Кстати
В 2022 году в Екатеринбурге за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств выписано 187 392 штрафа с помощью комплексов автоматической фиксации, 7657 нарушений - непосредственно инспекторами ГИБДД.