Без водителя и усталости: что представляют из себя новые беспилотные КамАЗы
Круглосуточные поездки 14 июня на трассе М-11 «Нева» в Северной столице в свой первый рейс отправились новые беспилотные КамАЗы. Сейчас для подстраховки в кабине находится водитель, однако через три года машины перестанут нуждаться в дополнительном контроле со стороны человека. Главный конструктор инновационных автомобилей «КамАЗ» Сергей Назаренко рассказал, что компания подготовила шесть беспилотных грузовиков. В течение двух с половиной лет они будут курсировать между Санкт-Петербургом и Москвой, доставляя коммерческие грузы. Но основной глобальной задачей машин становится сбор необходимой информации по особенностям трассы. Полученные сведения в дальнейшем помогут технологам перевести КамАЗы на полностью беспилотный режим – по планам компании, это произойдет к 2026 году. «Нужно доработать алгоритмы, программное обеспечение автомобиля, которое разработано, уточнить наши технические решения, которые мы в автомобиле реализовали в части сенсоров, системы связи, навигации. Доработать систему вычисления с тем, чтобы перевести автомобиль из так называемого уровня третьего плюс в четвертый уровень хромности», – объясняет Сергей Назаренко. Машины будут ездить только между логистическими терминалами, без заезда в города. В работе будут помогать хабы: на них будет осуществляться перецепка с обычного тягача на беспилотный. Протяженность маршрута составляет около 650 километров, КамАЗы будут преодолевать его за 9,5 часа. Сергей Назаренко заявил, что беспилотники будут передвигаться круглые сутки, останавливаясь только для погрузки и разгрузки, заправки и необходимого технического оснащения (замена фильтров, масла). А прочие остановки грузовикам и не требуются – в отдыхе они не нуждаются и спать не хотят. Что под капотом нового беспилотника Инновационные автомобили сделали на основе магистрального тягача КАМАЗ-54901. И, конечно, они оснащены по последнему слову техники. У грузовика есть передовые системы связи, навигации, технического зрения. На кабине тягача виднеется надпись: «Ведется фиксация нарушений ПДД на 360 градусов». «Автомобиль оснащен необходимой системой сенсоров разных типов, радарами, видеокамерами, сонарами, на крышах присутствуют системы связи LTE, 4G, система промышленного Wi-Fi. Плюс высокоточная навигация, два навигационных приемника, которые принимают сигнал со спутников. С помощью этих сенсоров машина собирает информацию об обстановке вокруг себя – в кабине присутствует вычислитель, который обрабатывает информацию сенсоров, системы навигации, системы связи», – рассказал Сергей Назаренко. Внутри инновационного авто побывал корреспондент «Известий» Роман Ишмухаметов. Он рассказал, что кабина очень просторная, а позади сиденья водителя есть спальное место. Учитывая, что человек в непосредственном управлении автомобилем участия не принимает, условия для его нахождения весьма комфортные. Стоит такое инновационное удовольствие прилично – порядка 20 миллионов рублей. Однако речь идет непосредственно об опытных образцах. Когда автомобиль запустят в серийное производство, представители «КамАЗа» хотят установить цену не больше 13–14 миллионов. Будет ли безопасно? Запуск движения новых КамАЗов – это первая часть реализации проекта «Беспилотные логистические коридоры», который реализуется федеральным министерством транспорта. Чиновники уверяют, что программа несет в себе лишь плюсы, среди которых: более быстрая доставка груза; экономия топлива; снижение выбросов углекислого газа – то есть забота об экологии; снижение трат на ремонт машин. Среди прочих достоинств проекта Минтранс отмечает повышение безопасности на дорогах. По расчетам ведомства, аварийность сократится на 20 %, это будет возможным благодаря исключению человеческого фактора – то есть отсутствию человека за рулем. Такого же мнения придерживаются некоторые крупные российские бизнесмены. «Использование беспилотников на трассе М-11 может на час сократить сроки доставки груза между Петербургом и Москвой за счет отсутствия остановок на отдых водителей по режиму труда и отдыха. Кроме того, автопилот полностью исключает человеческий фактор, что повысит безопасность», – рассказал гендиректор «Деловых Линий» Фарид Мадани. Безопасность в вопросе использования беспилотников – это серьезный вопрос, который требует достаточно длительных исследований. К испытаниям, которые проводили в рамках проекта, допустили лишь образцы компании «КамАЗ». Только они смогли пройти оценку соответствия требования безопасности в лаборатории ФГУП «НАМИ». Ожидается, что в скором времени на трассе М-11 могут появиться и беспилотники «Сберавтотеха». Действительно ли сократится аварийность на петербургской трассе – будет известно лишь после окончания экспериментального срока. Многие автолюбители относятся к этой инициативе с осторожностью, вспоминая истории о страшных ДТП с «Теслами», в которые они попадают как раз в режиме автопилота. В любом случае Минтранс планирует лишь расширять территорию программы «Беспилотные логистические коридоры», а также привлекать новых участников. По словам экс-замминистра транспорта Кирилла Богданова, до 2030 года в беспилотные коридоры будет включено 19,5 тыс. км федеральных дорог, включая трассу М-12. Фото: пресс-служба министерства транспорта Российской Федерации