Число селлеров в российском AliExpress упало за первую половину текущего года, пишет газета «Коммерсантъ». Согласно статистике, около 27% продавцов решили уйти с онлайн-площадки. Между тем остальные маркетплейсы демонстрируют уверенный рост числа селлеров. «Сбермегамаркет» отметил рост числа продавцов на 120%, Ozon — на 92%, «Яндекс Маркет» — на 89%, а Wildberries — на 36%. О возможных причинах оттока продавцов из AliExpress рассказывает владелец пункта выдачи заказов Wildberries Ксения:
Ксения владелец пункта выдачи заказов Wildberries «Мы хотели с ними работать, но по России AliExpress работает с логистической службой Cainiao. Мы вели с ними переговоры, переписку, они открыли нам личный кабинет, чтобы мы выдавали их товары, но на этом все закончилось. Не знаю, почему они не продвинули этот вопрос дальше. Увидела, что они стали выставлять постаматы по Московской области. По-моему, они выдают заказы через «Пятерочку». Трудно сказать, почему там стало мало селлеров. Во всяком случае, в корневом AliExpress плохие карточки товара, гоблинский, что называется, перевод текста, очень трудно связаться с продавцом. В самом интернет-магазине царит хаос, может быть, с этим связано. Возможно, они уходят потому, что не отлажена система доставки, ее сроки. AliExpress славился тем, что срок доставки у них от месяца, а товары вернуть нельзя. Если нет пунктов выдачи, то вернуть их проблематично. Не знаю, возможно ли это сделать через их постаматы, которых немного».
Как считают эксперты отрасли, уход продавцов может быть связан с серьезным оттоком инвестиций из маркетплейса. Комментирует партнер компании Cross Insights Борис Овчинников:
Борис Овчинников партнер компании Cross Insights «Речь идет о популяризации. К сожалению, это не работает по отношению к этому маркетплейсу, потому что у всех сформировалось мнение, что AliExpress — это долго, месяцы ожидания, непонятно, что придет в итоге. У меня были неудачные заказы, когда приходили вещи других размеров, с возвратом этих товаров возникают проблемы. AliExpress — это неотработанная схема логистики и долгое ожидание купленных товаров. Сам по себе этот маркетплейс не вяжется с каким-то пунктом выдачи. Я предполагаю, что они есть, но, наверное, они вкладывают в конверты очень мало денег. Почему сейчас очень активно развивается сеть Ozon? У Wildberries были проблемы, Ozon правильно воспользовался этой ситуацией, плюс он много вкладывает, в том числе и денег, в расширение своей сети. Если вы сейчас откроете приложение Ozon для открытия пункта выдачи заказов, то увидите, что у них есть субсидия. Это значит, что первые полгода Озон платит вам порядка 200 тысяч рублей ежемесячно, даже если у вас нет продаж. Насколько я знаю, у AliExpress такой программы нет, сеть не развивается, деньги туда не особо вкладывают. У них слабо развита информативная часть, то есть они нигде себя особо не рекламируют и не афишируют».
«AliExpress Россия» — это совместное предприятие компаний VK, USM International, Российского фонда прямых инвестиций и китайской Alibaba Group. В 2022 году VK списала почти 10 млрд рублей из-за обесценения доли в «Aliexpress Россия» с учетом «значительной экономической неопределенности» на рынке e-commerce. Продажи российского AliExpress в 2022 году снизились на 47%, до 56 млрд рублей, показывают данные Data Insight.