Беспилотные КамАЗы совершили свое первое путешествие из Петербурга в Москву
Трасса М-11 «Нева» стала экспериментальной площадкой для беспилотников. За путешествием из Петербурга в Москву «умных» 20-тонников следили корреспонденты «МИР 24» Дмитрий Барбаш и Артур Ломидзе.
Путешествие из Петербурга в Москву, которое тоже войдет в историю. Для Валерия Казакова в кабине грузовика все вроде привычно, кроме одного нюанса: руки на руле держать не надо.
«Конечно, волнение есть. Я буду контролировать, при случае буду брать руль», – сказал водитель-испытатель Валерий Казаков.
Впереди 650 километров. По скоростной трассе «Нева» беспилотные КамАЗы поедут впервые. Водители будут лишь следить за обстановкой.
«В этом году подготовлено шесть автомобилей, в следующем – 12. Задача этих автомобилей – собрать всю необходимую информацию по особенностям трассы, доработать алгоритмы, программное обеспечение автомобиля», – рассказал главный конструктор инновационных автомобилей ПАО КамАЗ Сергей Назаренко.
Электронная копия маршрута загружена в бортовой компьютер. По ней и ориентируется цифровой шофер. Двигатель, руль, педали – все работает в автоматическом режиме. Хорошим водителем можно стать, когда опыта наберешься. Так же и с беспилотными автомобилями. Компьютерные мозги и инженеры, за ними следящие, будут сталкиваться с новыми дорожными ситуациями и находить способы выходить из них. На это разработчики заложили 2,5 года.
Машина, которая умеет ездить без водителя, сделана на базе этих КамАЗов модели 54901 – это флагман российского грузового автопрома. Никаких отличий, в беспилотных моделях установлено только больше видеокамер. Чтобы узнать, что происходить внизу, нужно посмотреть в зеркало, а беспилотник и так видит все. На языке разработчиков это называется системой технического зрения. Десятки датчиков, камеры, радары, лидары одновременно сканируют пространство вокруг машины и передают данные на бортовой компьютер. Он уже решает: где притормозить, а где надавить на газ. ПО российское.
«Если мы говорим про датчики, сенсоры, то там есть решения, которые заимствованы из дружественных стран. При этом идет разработка по этим датчикам, они тоже будут производиться в России», – рассказал исполнительный директор по информационным и интеллектуальным системам ФГУП НАМИ Денис Ендачев.
Они не знают усталости, их не клонит в сон, беспилотники не отвлекаются за рулем на разговоры по телефону. Идеальные сотрудники, которые готовы работать 24 часа в сутки.
«В этом мы видим огромный качественный скачок в традиционной логистике. Мы видим кризис с перевозкой грузов в связи с нехваткой водительского состава. Это давно началось, это общемировая тенденция. То есть водителей давно не хватает, а беспилотные технологии только появляются», – сказал председатель Совета директоров АО «Монополия» и ПАО «Глобалтрак Менеджмент» Илья Дмитриев.
Трасса М-11 – первый этап реализации проекта беспилотных логистических коридоров. Там создадут хабы на подъездах к Москве и Санкт-Петербургу, чтобы грузовикам не заезжать в город. Дальше – больше. Казань, Екатеринбург. До 2030 года в программу включат почти 20 тысяч километров федеральных дорог. «За счет того, что полуприцеп двигается в безостановочном режиме с утра до вечера, мы улучшим скорость доставки для наших клиентов и планируем сократить расходы на 12%», – сказал заместитель директора транспортно-логистической компании ПЭК Вадим Филатов.
Эти автомобили – полуроботы. Уровень автономности 3+. Пятый уровень подразумевает, что человека в кабине уже не будет. Но для этого необходимо отладить не только автоматику.
«На данный момент по-прежнему автомобиль должен иметь водителя. По ПДД водитель – это лицо, управляющее транспортным средством. Не компьютер, не электронный блок, а именно водитель. Именно на водителя ПДД возлагают обязанность соблюдения всех норм», – указал адвокат Сергей Радько.
До пункта назначения КамАЗы доехали за девять часов. Несколько раз водители все же брали руль на себя. Некоторые вещи беспилотные машины делать еще не умеют. Многие пока с недоверием относятся к грузовику, который рулит сам. Справедливости ради, в начале прошлого века так смотрели и на первые автомобили. Шутка ли, повозка, да без лошадей.