Войти в почту

Аномальный июнь: россияне ринулись скупать автомобили

Продажи новых автомобилей вышли на уровень, когда на рынке были представлены уже покинувшие нашу страну иномарки. Любопытно, что данный результат был достигнут в разгар дачно-отпускного сезона.

Аномальный июнь: россияне ринулись скупать автомобили
© Российская Газета

Импортозамещение в действии

Несмотря на начало отпускного сезона, когда спрос на автомобили традиционно ослабевает, минувший месяц оказался для российского авторынка неожиданно результативным. Так, по итогам июня россияне приобрели 82,4 тыс. легковых машин - это в 2,5 раза больше, чем годом ранее, сообщили эксперты агентства "Автостат" со ссылкой на данные АО "ППК". Стоит отметить, что данный показатель продаж стал лучшим с марта 2022 года, когда на рынке еще активно продавались иномарки, с тех пор ушедшие из нашей страны.

Показательно, что отчасти росту спроса в июне способствовал выход на рынок Lada Vesta NG, которая на последней неделе месяца вернулась в тройку бестселлеров. А в целом июнь стал для АвтоВАЗа лучшим месяцем с начала года, равно как и для "Москвича". Также продажи новых автомобилей подстегивают слухи о предстоящей индексации утильсбора, что неминуемо повлечет за собой рост цен на иномарки.

Как рассказал "РГ" руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин, рост утилизационного сбора на доступные легковые машины в России может составить 70%, увеличив стоимость иномарок, ввозимых в Россию как напрямую от производителя, так и по параллельному импорту, более чем на 100 тыс. рублей. При этом модели "Москвича" и АвтоВАЗа "застрахованы" от увеличения прайсов благодаря локализации в России. Это, как и выпуск новой Lada Vesta, может положительно отразиться на уровне продаж отечественных брендов.

"Выход новой Lada Vesta подстегнул продажи марки в июне. В свою очередь, геополитическая ситуация привела, в том числе, к росту курса доллара на последней неделе месяца, что сказалось на увеличении спроса на автомобили не только отечественного бренда, но и на продажах китайских марок. Даже те, кто планировал покупку машины в июле, решили оформить сделку на последней неделе июня, несмотря на хорошую погоду и полноценный старт дачного сезона (те факторы, которые обычно снижают уровень контрактования", - комментирует директор по развитию дилерской сети "Прагматика" Александр Шапринский.

Затишье перед бурей

Фото: Сергей Михеев/РГ

Между тем, на фоне валютных колебаний официальные цены на новые автомобили в июне оказались на удивление стабильными. Так, в прошлом месяце прайс-листы на свои модели переписал только отечественный "Москвич". Впрочем, тот же АвтоВАЗ, сделавший это месяцем ранее, не исключает дальнейшего роста цен на автомобили Lada вследствие растущего валютного курса, поскольку часть комплектующих завод по-прежнему закупает за рубежом.

В то же время запасы иномарок, завезенных еще по более выгодному курсу, должны закончиться к осени. А новые партии, которые только поступят в автосалоны, будут стоить дороже, в том числе из-за возникающих проблем с логистикой.

По оценкам Александра Шапринского, автомобили при текущем курсе доллара могут подорожать до 10%, особенно это отразится на машинах, ввезенных по параллельному импорту и прямыми поставками из Китая. Отечественные автомобили находятся в более защищенном положении, благодаря импортозамещению комплектующих. Но в любом случае, не стоит откладывать покупку автомобиля, считает эксперт.

"Рост спроса на автомобили будет в любом случае. Такая тенденция обусловлена низкой базой прошлого года, которая стала худшей в истории российского авторынка. Ожидается, что в случае благоприятного развития событий рост продаж автомобилей в 2023 году может составить 39%, до 870 тыс. единиц", - резюмирует генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.