Войти в почту

Уральцы придумали, как адаптировать такси под водителей с инвалидностью

Неравнодушные уральцы придумали, как адаптировать такси под водителей с инвалидностью. Эта идея вошла в топ-10 проектов форума Агентства стратегических инициатив (АСИ) "Сильные идеи для нового времени" и получила приз - пять миллионов рублей.

Уральцы придумали, как адаптировать такси под водителей с инвалидностью
© Российская Газета

Виолетта за рулем уже шесть лет, но, чтобы стать мобильной, девушка переоборудовала свой Хендай Солярис на ручное управление. Затем пришлось узаконить изменения в конструкцию машины в ГИБДД. Это не считая затрат на обучение в автошколе - не каждый человек с особенностями здоровья готов осилить такой путь.

Виолетта пользуется личными колесами, чтобы повидаться с родителями, живущими за 240 километров от Екатеринбурга, или добраться до работы.

- Чаще всего случайные попутчики не знают, как обращаться с инвалидной коляской, как ее сложить, не у всех есть время помочь тебе. Я пересаживаюсь в автомобиль сама, а тот, кто остался снаружи, грузит ее в багажник. Современные модели кресел весят от пяти до двадцати килограммов - не все могут такую тяжесть поднять, специально оборудованная машина кардинально изменила бы ситуацию, - рассуждает девушка.

Как рассказал ментор проектной команды социального и технологического предпринимательства "Атмосфера" Уральского института управления РАНХиГС Дмитрий Масленников, последние семь лет студенты и педагоги постоянно ищут полезные решения для людей с ОВЗ. За плечами около десяти реализованных проектов, например, ложка со встроенным стабилизатором для пациентов с болезнью Паркинсона, мобильное приложение "Город без границ", которое подсказывает инвалидам удобный маршрут.

В России проживает около 4,5 миллиона трудоспособных инвалидов, но только четверть из них работает

В случае с такси сначала провели анкетирование в соцсетях. Разместили опросники в десяти группах с количеством подписчиков от полутора до двух тысяч человек. В них были такие пункты: нуждаетесь ли вы в адаптированном автомобиле, хотите ли использовать его для работы, какую сумму готовы вложить в это? Половина респондентов заявила о согласии работать таксистами от четырех до двенадцати часов при зарплате 1500-3000 рублей в сутки, что вполне соответствует реалиям на рынке труда. Ради свободы передвижения они даже не против выделить по 0,8-1 миллиону рублей из личных сбережений на переоборудование машины.

- По данным из открытых источников, в России проживает более десяти миллионов человек с ОВЗ. Из них 4,5 миллиона трудоспособных, но только 25 процентов работают. Государство упускает доходы, а инвалиды - возможность социализироваться и зарабатывать деньги, - считает Дмитрий Масленников.

По большому счету, с адаптацией техники под водителя с поражением опорно-двигательного аппарата справятся в любом профессиональном автосервисе, основная загвоздка - в разработке инженерных решений и их сертификации, поэтому партнером проекта выступит АвтоВАЗ. Компания уже имеет в своей линейке модель с ручным управлением и согласилась сконструировать механизм выгрузки и загрузки инвалидного кресла. Пневмопривод будет убирать его в багажник или на крышу.

- У нас имеется опыт сборки машин с разными вариантами ручного управления, начиная с классики. Автомобили дооборудуют вне главного конвейера (на отдельных участках или на предприятиях-партнерах) в соответствии с поступившими заказами. Наличие заводского сертификата означает, что конструкция испытана и допущена до эксплуатации, - пояснили "РГ" в пресс-службе концерна.

О готовности принять новые кадры со своими машинами выразили и уральские таксопарки. Так, в компании "Автолидер" после пандемии количество машин снизилось вдвое. Владелец связывает это с оттоком водителей 65+.

- Я бы с удовольствием рассмотрел кандидатов с ОВЗ, за трудоустройство десяти процентов таких сотрудников предусмотрены льготы по налогу на прибыль и НДФЛ. Другой вопрос - пойдут ли? Даже если они будут в статусе самозанятых (с 1 сентября 2023 года закон о перевозках пассажиров и багажа это позволит. - Прим. ред.): ОСАГО стоит 80-90 тысяч рублей, машину нужно забрендировать, оплатить услуги механика и врача для путевого листа,- рассуждает предприниматель.

В EXPERT PARK рассказали, что уже более семи лет сотрудничают с водителями с нарушением слухового и речевого аппаратов. Зарплата у них не отличается от коллег.

- Людям с ограничениями по здоровью работа нужна даже не из-за денег, а чтобы сменить обстановку, образ мыслей. Они, как правило, ответственны и трудолюбивы, соблюдают правила, следят за чистотой в салоне. Их глухота или немота никак не сказываются на качестве сервиса, общение с диспетчером происходит через чат, а все детали поездки, стоимость, остановки прописываются заранее, - отмечает директор компании Альберт Гальянов.

А вот по поводу популярности работы в такси у граждан с проблемами опорно-двигательного аппарата он сомневается - им не справиться с багажом и детскими колясками.